От простого к сложному
В ноябре прошлого года премьер-министр Дмитрий Медведев утвердил перечень из 35 крупнейших госкомпаний, чьи закупки подлежат госконтролю (в него, в частности, вошли «Газпром», «Почта России», «Ростелеком», «Аэрофлот», АЛРОСА, «Роснефть» и РЖД). Все они обязаны не менее одной десятой госзакупок отдавать малому бизнесу (мониторинг осуществляет корпорация МСП).
О первых результатах рассказала на форуме замгендиректора корпорации Наталья Коротченкова: «С начала года мы видим прирост объема закупок 35 госкорпорациями, которые обеспечивают до 70% объема всех госзаказов, у МСП на 75 млрд руб.».
По данным на март 2016 года, планируемый общий объем прямых закупок у субъектов МСП этими 35 заказчиками составил 208,2 млрд руб. (прирост показателя составил 74,2 млрд руб. — в среднем 8,2 млрд руб. в неделю). Средняя доля закупок при этом составляет 24,7% (от 10,05 до 88,35%), что в 2,5 раза превышает нормативно установленный уровень.
При этом, по словам Коротченковой, «существенные изменения наметились не только в объеме, но и в структуре закупочной деятельности, благодаря чему удается обеспечить переход малых и средних компаний от предложения простых товаров, работ и услуг в сегмент поставщиков высокотехнологичной продукции».
В конце прошлой недели правительство утвердило перечень из 90 организаций, которые обязаны осуществлять закупку инновационной и высокотехнологичной продукции, в том числе у субъектов МСП (в него также вошли 12 крупнейших госзаказчиков, в частности, «Россети», «Росавтодор» и РЖД). Эти компании должны будут ежегодно увеличивать на 10% объем закупки такой продукции (в том числе на 5% должен возрастать объем закупки непосредственно у субъектов МСП).
Всех в реестр
В корпорации МСП обещают ежегодное увеличение доли госзакупок у объектов МСП на 2–3%. «У нас есть четкие индикаторы, обозначенные президентом: нарастить к 2018 году объем госзакупок по линии МСП с 18 до 25%. Может быть и больше», — рассказывал в интервью «Газете.Ru» глава госкорпорации Александр Браверман.
По его словам, в соответствии с законом о госзакупках годовой объем закупок у МСП, который должны выполнить компании с госучастием, оценивается в 1,7 трлн руб. (по данным мониторинга Минэкономразвития, совокупный объем закупок госкомпаний и госкорпораций в 2015 году вырос на 23%, перевалив за 23 трлн руб., что составляет более 30% ВВП страны).
За короткий промежуток времени номенклатура закупок уже выросла с 8427 позиций до более чем 21 тыс. Дополнительной помощью для госкомпаний в поиске поставщиков станет реестр субъектов МСП (к ним относятся компании с численностью работников до 250 человек и оборотом до 2 млрд руб.), который должен заработать в августе. За его ведение будет отвечать ФНС.
С появлением реестра у компаний в дополнение к электронным площадкам появится возможность направить прямое приглашение к участию в торгах квалифицированным поставщикам. При этом корпорация обещает, что перед выходом на тендеры и госзакупки поставщиков товаров и услуг ждет обязательная предквалификация и сертификация продукции.
«Компании боятся иметь дело с госкорпорациями, они не знают правил. Наша задача — это им объяснить, показать, что РЖД, «Ростех», «Росатом» и другие госкорпорации готовы к прозрачным процедурам закупки. Но только вы, малый и средний бизнес, дайте продукцию должного качества в нужные сроки и конкурируйте по цене», — отметил Браверман.
«Госкомпании готовы»
25 марта корпорация МСП подписала соглашение о взаимодействии с Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП). Один из основных блоков совместной работы — стимулирование расширения доли участия субъектов МСП в закупках крупнейших заказчиков с государственным участием.
«Без стимулирования малого и среднего бизнеса мы не сможем перейти от «антикризисного выживания» к экономическому развитию», — сказал президент РСПП Александр Шохин.
«Не нужно демонизировать госкомпании. Якобы они не хотят давать госзаказы компаниям МСП. Неправда. Они готовы, — выразил уверенность Браверман. — Степень готовности, конечно, разная. Но открыты к сотрудничеству все».
Например, у РЖД по итогам второго полугодия 2015 года общий объем закупок у субъектов МСП составил 78,9 млрд руб. Объем закупок, участниками которых могут быть исключительно субъекты МСП, составил 19,7 млрд (по 223-ФЗ РЖД является вторым после «Роснефти» госзаказчиком по данным ежемесячной отчетности — почти 3,4 трлн руб.). «РЖД показывает положительную динамику увеличения объемов договоров, заключенных в электронной форме, в 1,5 раза. Вместе с тем, компания не только выполнила 5-процентную квоту правительства на заключение прямых контрактов с субъектами МСП во втором полугодии 2015 года, но довела ее до 5,7%», — сказал руководитель рабочей группы по разработке и мониторингу «дорожной карты» по расширению доступа субъектов МСП к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с госучастием Сергей Фахретдинов. В 2016 году в РЖД планируют, что объем закупок товаров и услуг у МСП составит 11,6% от общего объема закупок (против установленной правительством квоты в 10%).
По словам Бравермана, в 2015 году «Росатом», который развивает конкурентные закупочные процедуры уже шесть лет, закупил в сегменте МСП продукции на 82,1 млрд руб. Общий объем запланированных закупок организаций «Росатома» на 2016 год составляет 947 млрд руб., и «предприятия МСП могут и должны претендовать на свою долю в этом пироге».
В «Росавтодоре» в 2015 году провели 144 конкурентные процедуры, из них 59 пришлось на прямые закупки у МСП. На 2016 год компания «согласовала 3 млрд руб. по закупкам МСП». По словам замгендиректора «Россетей» Сергея Сергеева, в 2015 году доля прямых закупок компанией у субъектов МСП составила 13%.
Существенная экономия
Исполнительный директор некоммерческого фонда «Аналитический центр «Форум» Александр Брагин считает, что с учетом текущей экономической ситуации дополнительным источником финансирования может стать как раз экономия на госзакупках.
По данным Минэкономразвития, сейчас по 44-ФЗ («О контрактной системе») экономия составляет 7%, а по 223-ФЗ («О закупках отдельными видами юридических лиц») порядка 1%. С учетом объема заказов (всего в 2015 году на официальном сайте было размещено свыше 1,4 млн извещений о закупке) экономия выходит довольно существенная. К примеру, в РЖД в 2015-м сэкономили 13,9 млрд руб. от суммы начальных (максимальных) цен договоров, выставленных на торги.
«Иметь дело с МСП реально выгодно для госкомпаний. У них и управленческие издержки ниже, и компании более гибкие, лучше адаптированы к рынку», — считает Браверман.
Совершенствование законодательства России в сфере госзакупок, в том числе перевод их в электронный вид, а также внедрение в среднесрочной перспективе системы аукционов по цене позволят сэкономить для бюджета в ближайшие два года до 1,5 трлн руб., докладывал на посвященном госзакупке совещании у премьера глава ФАС Игорь Артемьев.
«Мы надеемся, что в самое ближайшее время Государственная дума еще до ухода на каникулы и на выборы сможет принять эти три фундаментальных закона. А именно всеобщую электронизацию всех торгов, поправки в 44-ФЗ и 223-ФЗ», — говорил он.
Второй этап после всего этого — проведение аукциона по цене, и не просто аукциона, а электронного аукциона. «Мы знаем по примерам еще нашей пятилетней практики, что в этом случае цена может упасть и на 20, и на 30%», — добавил глава ФАС. По его словам, в случае реализации этих двух этапов экономия в ближайшие два года составит «как минимум 1,5 трлн бюджетных рублей».
Система госзакупок состоялась
На том же совещании Дмитрий Медведев объявил, что система госзакупок в России состоялась. «В целом система государственных закупок работает. Она, эта система современная, позволила не только обеспечить переток государственных финансов в реальный сектор экономики, но и усилить эффект от государственных инвестиций, в известной степени поддержать конкуренцию, создать условия для экономии государственных средств», — заявил он.
«Нам необходимо позитивные результаты, которые получены за последние годы, закрепить, но кое-где нужно скорректировать и ранее принятые решения. Очевидно, что одной из задач следующего этапа должно стать дальнейшее повышение прозрачности работы в сфере госзакупок», — сказал Медведев. В конце февраля президент Владимир Путин поручил Следственному комитету, МВД, Минэкономразвития, ФСБ, ФАС и Росфинмониторингу ужесточить меры, направленные на выявление и устранение коррупционных проявлений при осуществлении закупок.
В частности, правительство намерено ввести ограничительные меры, чтобы не допустить при госзакупках неоправданное использование конструкции единственного поставщика. «Есть ситуации, когда использование конструкции единственного поставщика не оправдано, как правило, оно обусловливается ведомственными интересами, а значит, интересами конкретных лиц», — сказал премьер. На форуме Артемьев призвал «вывести» 80% таких поставщиков.
Еще один тревожный сигнал, что при осуществлении закупок госкомпаниями среднее число подаваемых заявок на торги в прошлом году снизилось. «Ссылки на непростую ситуацию в экономике здесь не срабатывают, во всяком случае до конца. При тех же условиях закупок государством как раз удалось добиться роста аналогичного показателя», — указал премьер. По словам министра открытого правительства Михаила Абызова, в конкурсных закупках свыше 500 млн руб. заявляются всего 1,3 участника. «Барьер для входа новых поставщиков крайне высокий», — предупредил он.
Ранее Абызов говорил, что конкурентность закупочных процедур некоторых госкорпораций, к примеру в РЖД, находится на хорошем уровне. «Взаимодействие РЖД с открытым правительством, с экспертным советом при правительстве началось чуть больше двух лет назад, и за это время удалось достичь значительных успехов. В прошлом году среднее количество заявок на одну позицию в рамках 223-ФЗ составило 1,49–1,79, а у РЖД этот показатель был на уровне 2,1. Так что система закупочной деятельности РЖД должна стать примером для других компаний с государственным участием», — считает Абызов. Среди прочих отличников системы госзакупок он назвал «Росатом» (в 2013–2014 годах за счет реализации стандарта закупочной деятельности компания сэкономила 97 млрд руб.).
После принятия соответствующих поправок в законодательство, что может произойти уже в весеннюю сессию, «вольности менеджмента будут существенно ограничены», — пообещал на форуме замминистра экономического развития Евгений Блин.