В наблюдательный совет НАК «Нафтогаз Украины» номинированы три иностранца. Об этом заявил глава украинского минэкономики Айварас Абромавичус. Речь идет о независимых наблюдателях Маркусе Ричардсе и Чарльзе Прокторе, ранее работавших в ВР, и Поле Уорвике, выходце из ConocoPhillips.
Набсовет компании должен состоять из пяти членов, троих из которых — независимых наблюдателей — номинирует как раз минэкономики. Состав наблюдательного совета должен быть сформирован до конца марта.
В феврале «Украинская правда» со ссылкой на источники сообщала, что премьер-министр Украины Арсений Яценюк намерен назначить в набсовет компании Игоря Диденко и Вадима Гламаздина.
Диденко дважды (в период 1999–2000 и 2008–2010 годов) был замминистра энергетики и угольной промышленности Украины и считается креатурой украинского олигарха Игоря Коломойского. Гламаздин, в свою очередь, считается фигурой, близкой к другому олигарху, Ринату Ахметову.
Как говорилось в сообщении министерства экономического развития Украины, создание независимого наблюдательного совета является частью реформы корпоративного управления крупнейшей госкомпании, цель которой — уменьшить риски политического вмешательства в работу «Нафтогаза» и «создать современные механизмы профессионального управления компанией в интересах граждан Украины».
«Перед уходом в отставку Яценюк пытается обеспечить себе тылы, — сказал «Газете.Ru» источник в украинской газовой отрасли. — Кроме того, Яценюк таким образом играет против Порошенко».
Последнее время все чаще поднимается вопрос об отставке Яценюка. Предполагается, что на посту премьер-министра его сменит нынешний министр финансов Украины Наталья Яресько. Президент Украины Петр Порошенко назвал Яресько одним из кандидатов на должность премьера. По его словам, это будет «технократическое правительство». Другой вариант — «политический кабмин», который, по словам Порошенко, может возглавить мэр Львова Андрей Садовый.
Украинские олигархи Коломойский и Ахметов фактически неподконтрольны Порошенко. Таким образом, представители их интересов в «Нафтогазе» могут проводить политику, не выгодную украинскому президенту.
Дело в том, что именно наблюдательный совет «Нафтогаза» будет утверждать стратегию и бизнес-план компании, назначать руководство и контролировать ключевые затраты, а также отвечать за аудит.
Независимые же наблюдатели нужны «Нафтогазу» для того, чтобы получить кредит. «Это неформальное условие западных кредиторов, сопутствующее реформе компании», — поясняет сопредседатель украинского Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич.
«А формальное объяснение — так корпоративное управление «Нафтогаза» будет соответствовать принципам ОЭСР», — говорит эксперт.
Европейский банк реконструкции и развития пообещал предоставить кредит на модернизацию украинской газотранспортной системы, но лишь при условии, что «Нафтогаз» будет реформирован в соответствии с нормами Третьего энергопакета Евросоюза. Компания должна быть разделена на добывающую и транспортную.
«Первый транш от ЕБРР должен составить $306 млн, хотя модернизация украинской ГТС требует около $5 млрд, — говорит Марунич. — Впрочем, здесь все зависит от объемов транзита».
Российско-украинский транзитный договор действует до конца 2019 года. Россия неоднократно заявляла, что не намерена его продлевать по истечении срока. Для компенсации поставок при отказе от транзита через Украину Российская Федерация инициировала несколько газопроводных проектов — «Южный поток» и «Северный поток — 2» (мощностью 63 млрд и 55 млрд кубометров в год соответственно).
Однако Еврокомиссия фактически блокировала «Южный поток», так как он не соответствовал нормам того самого Третьего энергопакета, который запрещает одной и той же компании поставлять газ и заниматься его транспортировкой (именно на это нацелена и реформа «Нафтогаза»). В декабре 2014 года Россия отказалась от «Южного потока», на смену которому должен был прийти «Турецкий поток» (труба аналогичной мощности, которая должна была быть проложена через Черное море в Турцию, откуда российский газ пошел бы далее в страны юга Европы). Но после обострения отношений с Турцией проект оказался в подвешенном состоянии.
Сейчас Украина выступает против «Северного потока — 2», так как он, по словам Арсения Яценюка, лишит страну $2 млрд транзитных доходов в год. Кстати, против «Северного потока — 2» выступает и ряд стран Европы. Они направили в Еврокомиссию уже два письма с просьбой остановить проект, как угрожающий энергобезопасности Европы. Энергостратегия ЕС подразумевает диверсификацию поставок энергоносителей и снижение зависимости конкретно от России.
Европа неоднократно заявляла, что нужно сохранить украинский транзит, а российские газопроводы в обход Украины экономически нецелесообразны. Украина, в свою очередь, еще при Викторе Януковиче звала иностранных инвесторов в свою ГТС. Кстати, разделение компании предполагалось уже тогда.
Позднее речь зашла о консорциуме по управлению «Нафтогазом», причем «Газпрому» вход в этот консорциум был закрыт.
«Будущее «Нафтогаза» на сегодня совершенно неопределенное», — говорит бывший пресс-секретарь НАК, украинский эксперт в сфере энергетики Валентин Землянский.
По словам главы «Нафтогаза» Андрея Коболева, конкретно НАК должна стать «системным оператором», а такие активы, как «Укргаздобыча» и «Укртрансгаз», будут выделены в самостоятельные юридические лица и их приватизируют.
«Но НАК не спешит выделять из своего состава ни «Укргаздобычу», ни «Укртрансгаз», — отмечает Землянский. — Даже если и произойдет разделение, то для приватизации этих предприятий существуют серьезные риски».
Землянский указывает, что за два года, прошедших с момента создания совместного предприятия по управлению ГТС, так и не нашлось заинтересованного крупного инвестора — именно потому, что в условиях приватизации есть ограничение на участие российских компаний.
Более того, нынешний глава «Укртрансгаза» не так давно заявлял, что процесс разделения ГТС и хранилищ займет не менее трех лет. «Следовательно, в ближайшей перспективе ожидать подвижек в вопросах привлечения инвестиций в украинскую ГТС не приходится, — говорит Землянский. — Отсюда следует вывод, что процесс корпоратизации НАК запущен с целью скрытой приватизации компании в том виде, в котором она существует сейчас».
Речь идет о фактическом управлении компанией без ее продажи, когда независимый набсовет выводит ее из-под контроля государства.
И дальше уже он принимает решения относительно управления имущественным комплексом.
«Это скрытая приватизация. Вопросами разделения компании на добычу и транспортировку будет заниматься уже частный инвестор, неподконтрольный правительству Украины», — указывает Землянский.