Восемьдесят из ста
Ограничения закупок иностранных медицинских изделий могут серьезно расшириться, если проект постановления будет принят, следует из обновленного перечня (есть у «Газеты.Ru»). Список включает более 80 пунктов, которыми Минпромторг предлагает расширить действующий перечень (раньше предлагалось 100 дополнительных пунктов). Новые барьеры не коснутся продукции Белоруссии, Армении и Казахстана.
Правительство России ограничило закупки некоторых медизделий (по списку из 46 пунктов) с 5 февраля 2015 года. Так называемое правило «третий лишний» подразумевает отказ в допуске к госзакупкам иностранных поставщиков при условии, что на конкурс поданы заявки от двух отечественных производителей аналогичного изделия.
Новые ограничения могут коснуться спецодежды, антисептиков, перевязочных материалов, реагентов, рентгеновских аппаратов и дефибрилляторов, инкубаторов, ортопедических изделий и матрацев, протезов грудных желез, искусственных клапанов сердца.
В новый вариант перечня вошли даже «памперсы» как синоним слова «подгузник», хотя формально слово «памперс» является торговой маркой компании Procter & Gamble.
Как следует из документов, имеющихся в редакции, новый вариант проекта был разослан по заинтересованным министерствам и ведомствам еще в конце января, но на федеральном портале regulation.gov.ru он все еще не опубликован. Прошлогодний вариант постановления, вызвавший шквал критики, числится на портале согласованным, но не принят.
Поступление нового варианта проекта «Газете.Ru» подтвердила помощник министра экономического развития Елена Лашкина. «В настоящий момент новая редакция постановления поступила и рассматривается. Минэкономразвития ранее направляло позицию в Минпромторг, в которой говорилось, что проект постановления требует дополнительного обоснования», — напомнила она.
Производители есть, про качество ни слова
Старый список Минпромторга, предложенный в начале августа 2015 года, состоял из сотни пунктов. Наибольшую обеспокоенность из них у профессионального сообщества вызвало ограничение на закупки иностранных дефибрилляторов, аппаратов УЗИ и почему-то презервативов. Минэкономразвития и Федеральная антимонопольная служба тогда не поддержали проект. Против выступили и некоммерческие организации, а также рядовые граждане: 90 тысяч человек подписали петицию на Change.org против ограничений.
В результате премьер-министр Дмитрий Медведев 1 сентября заявил, что правительство не намерено отказываться от закупок импортной медтехники, пока не появятся аналогичные по цене и качеству российские продукты. Проект Минпромторга был отложен, но, как выяснилось, ненадолго.
В пояснительной записке к проекту нет ни слова о том, насколько аналоги российских производителей соответствуют по качеству уровню иностранных изделий, но заинтересованных предприятий перечислены десятки.
«Критерием включения в перечень является наличие не менее двух российских компаний, осуществляющих производство в соответствии с ГОСТ», — говорится в документе.
Чаще других упоминаются Казанский медико-инструментальный завод, завод им. М. Горького, им. В.И. Ленина, ПО «УОМЗ», а также другие предприятия по всей России: уральские, нижегородские, казанские, санкт-петербургские, ростовские и др.
Медики, опрошенные «Газетой.Ru», высказывают разные мнения, но большинство из них выражают сомнения и опасения насчет качества отечественной аппаратуры, инструментов и других изделий.
«Хотя новый список «не смертелен», лучше бы ничего не запрещали, — сказал доктор одной из крупных московских больниц, пожелавший остаться неизвестным. — Сомневаюсь во многом: названия понятные, заменимые, но вот качество отечественного оборудования и инструментов оценивать сложно — надо это держать в руках и иметь практику применения, а в целом ничего такого криминального на первый взгляд». Иностранная аппаратура априори лучше и надежнее, считает он.
«Если наше оборудование лучше — пусть выигрывают конкурсы в честном соревновании с иностранцами, зачем запрещать?» — вторит врач из другой больницы. Третий доктор, изучив список, отреагировал на него нецензурным комментарием,
а затем пояснил, что любые ограничения, по его мнению, приведут лишь к накручиванию цен и ухудшению качества медицинской помощи.
Минздрав не ответил на вопросы «Газеты.Ru», без ответа остались также запросы в Минпромторг и ФАС.
Получится как всегда
Ограничения на закупку иностранных изделий приведут к росту цен из-за снижения конкуренции, полагает управляющий партнер Euromed Group в Санкт-Петербурге Александр Абдин.
Качество изделий, которые будут использоваться в государственных больницах, также снизится, зато вырастут коррупционные риски.
Качество отечественных клапанов сердца, по его словам, не выдерживает критики по сравнению с иностранными.
«Врачи могут войти в сговор с поставщиками дорогостоящих материалов, направляя пациентов к ним под предлогом того, что отечественное никуда не годится, — и отчасти будут правы», — говорит он.
Самый оптимистичный настрой в беседе с «Газетой.Ru» продемонстрировала начальник договорного отдела Лечебно-реабилитационного центра Минздрава Ирина Куница. «Мы в любом случае приспособимся», — заверила она, правда, добавив, что в ЛРЦ сейчас уже закуплено все самое необходимое на долгое время вперед: тазобедренные, коленные суставы и другие подобные изделия.
«Мы как раз очень хотим, чтобы наши отечественные вещи были не хуже импортных — если наши ребята сумеют сделать лучшие аналоги, мы будем только за», — добавила она. Правда, если качество не оправдает доверие, то ЛРЦ будет отказываться от таких поставщиков, предупреждает Куница.
«Прецеденты уже были, когда нам поставили некачественный киргизский материал — мы отказались, перекрыли тендеры. То же самое было с поставками питания, когда нам стали привозить просрочку — мы судимся и меняем коней на переправе. Главное, не сидеть сложа лапки. Если что — мы огрызнемся и молчать не будем. Если все в сообществе будут так себя вести, мы справимся», — успокаивает она.