Как говорится в докладе Межгосударственного авиационного комитета (МАК), в 2015 году в гражданской авиации стран — участников межгосударственного Соглашения о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства зафиксировано 56 авиационных происшествий, в том числе 27 катастроф, в которых погибли 116 человек. В список стран этого соглашения входят: Россия, Казахстан, Белоруссия, Украина, Молдавия, Киргизия, Таджикистан.
Комитет в своем докладе констатирует, что абсолютный показатель состояния безопасности полетов в прошлом году ухудшился по сравнению с 2014 годом, когда на территории этих стран случилось 48 авиационных происшествий.
Количество катастроф осталось на уровне 2014 года, но число погибших в них людей выросло: 116 человек в 2015 году против 80 в 2014-м.
При этом 41 авиационное происшествие из 56 зафиксировано в России, включая 20 катастроф, где погибли 60 человек. Для сравнения: в 2014 году в нашей стране случилось 38 авиапроисшествий, из которых 22 катастрофы, где погибли 72 человека. При этом МАК не стал учитывать трагедию, которая произошла с российским самолетом в Египте. Эта катастрофа была классифицирована как теракт, а это зона ответственности транспортной безопасности, отвечающей за предотвращение незаконных вмешательств в деятельность транспорта.
«Можно констатировать, что общее количество авиационных происшествий в России не снижается, но и не увеличивается. Однако, если учесть возросшую за десятилетие интенсивность полетов гражданской авиации, то коммерческие авиаперевозчики значительно улучшили свои показатели, а вот вклад авиации общего назначения (некоммерческой авиации) в общую статистику, напротив, становится все весомее», — отмечает главный редактор портала Avia.Ru Роман Гусаров.
Абсолютные показатели безопасности полетов в авиации общего назначения (самолеты и вертолеты, не относящиеся к коммерческой авиации или государственной авиации) ухудшились.
В 2015 году зафиксировано 37 авиапроисшествий, в том числе 19 катастроф, в которых погибли 46 человек. Для сравнения: в 2014 году случилось 29 авиапроисшествий, из них 17 — с гибелью 34 человек.
«Количество авиапроисшествий с небольшими частными самолетами и вертолетами за пять лет возросло почти вдвое. На мой взгляд, это, с одной стороны, результат чрезмерной зарегулированности, что толкает владельцев воздушных судов к преднамеренным нарушениям, с другой — неэффективность системы контроля со стороны государства данного сегмента авиации», — считает Роман Гусаров.
В своем докладе МАК отмечает, что в странах — участниках соглашения количество авиапроисшествий и катастроф на вертолетах осталось на уровне 2014 года — 11 авиапроисшествий, из которых 5 катастроф. При этом тяжесть катастроф на вертолетах уменьшилась: в 2014 году погибли 38 человек, а в 2015-м — 27.
Из доклада МАК следует, что причины катастроф в основном одинаковые. Как правило, это человеческий фактор, но бывают случаи, когда происходит и отказ техники. Например, авария вертолета Robinson R66, происшедшая в Республике Алтай в начале 2015 года. В своем отчете МАК отмечает, что в процессе полета планировалась охота на волков с высадкой охотников, для чего вертолет должен был лететь на высоте около 30 м над рельефом и с небольшой скоростью. Во время выполнения очередного маневра машина стала интенсивно терять высоту. Пилот пытался парировать снижение, однако его действия не увенчались успехом, и вертолет столкнулся со склоном горы на отметке 2831 м над уровнем моря. Как предположило расследование, произошло самопроизвольное выключение двигателя в полете.
«Из доклада МАК следует, что авиационные происшествия с вертолетами редко происходят из-за отказа техники. В значительной части это проблемы, связанные с некорректными действиями экипажа. Причем очень часто авиационным происшествиям предшествует полет в сложных метеоусловиях, ниже минимально допустимой высоты», — отмечает исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.
По словам Олега Пантелеева, если не брать в расчет трагические события на Синайском полуострове, радикального ухудшения в статистике авиапроисшествий в коммерческой авиации нет.
«Лидерство России объясняется значительно большим объемом авиационной деятельности в нашей стране, нежели у партнеров по Соглашению о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства. Хотя стоит напомнить, что в мировой практике есть многочисленные прецеденты, когда гораздо больший объем перевозок сопровождается многолетней безаварийной работой с меньшим количеством авиапроисшествий», — отмечает эксперт.