Зарубежные авиаперевозчики в прошлом году перевезли из России и обратно 15,238 млн пассажиров, что на 18,5% меньше, чем в 2014 году, такие данные предоставили «Газете.Ru» в Федеральном агентстве воздушного транспорта (Росавиация). В статистике агентства отмечается, что в прошлом году иностранные авиакомпании доставили в Россию 7,6 млн человек, а вывезли из нее 7,64 млн пассажиров. В 2014 году зарубежными компаниями в нашу страну и обратно было перевезено 18,695 млн пассажиров: 9,32 млн — в Россию и 9,374 млн — обратно.
В 2015 году о своих планах прекратить полеты в Россию анонсировало несколько компаний.
Например, немецкий авиаперевозчик Air Berlin объявил о своем уходе с рынка в начале октября 2015 года, а 18 января этого года выполнил заключительный рейс из Москвы в Берлин. Уход из России в компании объясняли спадом пассажиропотока и оптимизацией маршрутной сети. Впрочем, тогда Air Berlin не исключил, что в случае стабилизации спроса компания вернется в Россию. В прошлом году с российского рынка также ушла Thai Airways, переставшая выполнять перелеты из Москвы в Бангкок. Британский лоукостер EasyJet в сентябре прошлого года объявил о решении прекратить полеты в Россию. Также из России ушли гонконгская авиакомпания Cathay Pacific Airways и норвежская Norwegian Air Shuttle, летавшая между Осло и Санкт-Петербургом.
Прочим иностранным авиаперевозчикам пришлось сократить свою маршрутную сеть в России.
Так, из направлений авиакомпании Lufthansa Group в Россию осталось три — из Германии в Москву, Санкт-Петербург и Краснодар. Пассажиропоток группы в Россию сократился на 15% по сравнению с 2014 годом.
«К сожалению, 2015 год был очень непростым для российского рынка, а значит, и для нас. В связи с чем мы вынуждены были приостановить выполнение рейсов в Самару и Нижний Новгород, а также во второй московский аэропорт, куда мы ранее летали, Внуково. Это было непростым решением, но наша задача как авиакомпании выполнять прибыльные рейсы. С этой целью мы также сократили наши провозные мощности на 30%», — сообщил «Газете.Ru» региональный директор Lufthansa Group в России Аксель Хилгерс.
Помимо этого, полеты в Россию с прошлого года не выполняет украинские авиакомпании и египетский EgyptAir. Впрочем, авиаперевозчики этих стран ушли из России не по собственному желанию. Так, в конце сентября прошлого года Украина приняла решение запретить российским авиакомпаниям осуществлять полеты в свою страну с 25 октября. Чуть позже российская сторона зеркально ответила на эти санкции, запретив украинским компаниям полеты в Россию. EgyptAir не летает в Россию с 14 ноября после запрета российских авиавластей, которые объяснили, что компания так и не предоставила программу авиационной безопасности.
Главный редактор Avia.Ru Роман Гусаров отмечает, что снижение пассажиропотока двустороннее.
«С одной стороны, после введения санкций существенно снизилась деловая активность иностранных компаний в России. С другой — россияне стали меньше путешествовать за границу ввиду падения платежеспособности в валютном исчислении. И еще один фактор — девальвация рубля. Так как билеты у зарубежных компаний номинированы в валюте, российские перевозчики получили конкурентное преимущество в стоимости перевозки», — отмечает эксперт.
Как сообщалось ранее, в прошлом году отечественными авиаперевозчиками за рубеж было перевезено 39,5 млн человек, что на 15,8% меньше, чем в 2014 году. Всего в прошлом году российские авиакомпании перевезли 92,07 млн человек, что на 1,2% меньше, чем в 2014 году.
«Доступность отдыха в России может спровоцировать вал въездного туризма. Но для этого нужно упрощение визового режима — как минимум разрешение 72-часового пребывания без визы. А во-вторых, активность туроператоров. Тогда авиакомпании вернутся, и еще новые прилетят», — уверен исполнительный директор «Авиапорта» Олег Пантелеев.