Глава Минфина Антон Силуанов на коллегии Федерального казначейства сообщил, что щедрых авансов из бюджета больше не будет.
«Мы ужесточаем возможности предоставления авансового финансирования… Если эти ресурсы идут непосредственно в экономику, до конкретных производителей продукции, участвующих в формировании госзаказа, оказании услуг для госнужд, то, конечно, эти авансы точно так же осуществляются. Но если эти авансы идут на счет, который потом замораживается, нам такие авансы не нужны», — приводит его слова РИА «Новости».
Министр подчеркнул, что в этом году авансирование будет осуществляться исключительно под потребности и на счета Федерального казначейства. «Если предприятие или организация, бюджетное учреждение, получает аванс из бюджета, пожалуйста, открывайте счет в казначействе», — сказал Силуанов.
Новая политика Минфина четко видна по бюджетным расходам в январе 2016 года. Они составили всего 698,3 млрд руб., тогда как годом ранее расходы составили 1,54 трлн руб. (здесь и далее — данные Минфина). Вообще, январские бюджетные траты в этом году — самые низкие с 2011 года, когда из казны было потрачено 657,4 млрд руб.
Основной объем расходов был сэкономлен по статье «национальная оборона», которая была профинансирована лишь на 12,7 млрд. В прошлом году «оборона» получила 673,4 млрд руб., и даже в 2011 году расходы были выше — 23,2 млрд руб.
После выхода бюджетного отчета за январь Минфин пояснял, что это связано именно с изменением механизма авансирования, и обещал, что в дальнейшем объем расходов будет расти.
Отказ от масштабного авансирования позволил в январе свести бюджет с профицитом в 389 млрд руб., тогда как в январе 2015 года был дефицит. Глава Федерального казначейства Роман Артюхин в ходе коллегии отметил, что в феврале бюджет снова станет дефицитным. «По данным кассовых планов главных распорядителей бюджетных средств, дефицит бюджета России в феврале, по нашей оценке, может составить 828,3 млрд руб. по состоянию на 1 марта, по итогам двух месяцев — 437,1 млрд руб.», — сказал он.
Министр экономического развития Алексей Улюкаев ранее предположил, что при среднегодовой цене нефти в $40 за баррель дефицит федерального бюджета по итогам 2016 года может составить 4,6–4,7% ВВП. Пока текущие параметры — это $50 за баррель и дефицит в 3% ВВП.
Глава Счетной палаты Татьяна Голикова неоднократно указывала на порочность практики авансирования. Например, она называла предпосылками для коррупционных проявлений авансирование расходов без достаточных оснований, а также расходование избыточно полученных бюджетных ресурсов и не возвращенных в бюджет остатков.
Так, например, Счетной палатой при строительстве Красногорского водоподъемного гидроузла на реке Иртыш установлен факт оплаты подрядчику ООО «НПО «Мостовик» фактически не выполненных работ на сумму 179,9 млн руб. и ему же выплачен аванс сверх установленного размера на 117,5 млн руб. Авансирование было осуществлено подрядчику, который имел нестабильное финансовое состояние и в июне 2015 года признан банкротом. Государству причинен ущерб на сумму 297,4 млн руб.
Антон Силуанов рассказал также, что сейчас Минфин отрабатывает механизм «казначейского аккредитива»: «Это новый инструмент. Мы хотим отработать этот механизм в текущем году, чтобы запустить его внедрение начиная со следующего года».
По словам главы финансового ведомства, «казначейский аккредитив» поможет «избежать задействования дополнительных ресурсов казны, в том числе и средств наших резервных фондов».
В Минфине оперативно не смогли прокомментировать «Газете.Ru» технические детали нового инструмента. Впрочем, любой аккредитив представляет собой обязательство выплатить какую-то сумму на оговоренных условиях. В данном случае речь как раз может идти о том, чтобы производить оплату только по факту, а не авансом.
Эксперты поддерживают ужесточение авансовой политики Минфина.
«Я думаю, что политика Минфина оправданна. Она вызвана отсутствием денег в бюджете. Мы знаем, что из года в год часть расходов авансируется, но эти средства не тратятся, а в конце года возвращаются в бюджет. Получается, что часть денег, которая могла бы быть потрачена сейчас на что-то срочное, фактически замораживается до следующего года. В условиях острого бюджетного дефицита борьба с этим авансированием вполне оправданна», — сказала «Газете.Ru» Александра Суслина из Экономической экспертной группы.
Антон Силуанов видит проблемы не только с бюджетом, но и в целом оценивает ситуацию в экономике как сложную.
«Ситуация носит долгосрочный характер. Мы видим, что таких отскоков с точки зрения улучшения платежного баланса, как это было в прошлые сложные моменты, мы не ожидаем. Поэтому мы готовимся к длительной работе в нынешних условиях», — сказал министр.
Ранее Минфин спрогнозировал, что при низких ценах на нефть ($40 за баррель) и отсутствии структурных реформ российская экономика будет расти минимальными темпами 1–1,3% в год в ближайшие 15 лет.