Иран согласился заморозить добычу нефти. Об этом в среду заявил иранский министр нефти Бижан Намдар Зангане по итогам переговоров в Тегеране.
«Иран поддержит любой шаг, направленный на улучшение ситуации на рынке сырой нефти и повышение цен на нефть, — цитирует Зангане иранское агентство Shana. — Мы приветствуем сотрудничество как со странами ОПЕК, так и с государствами, не входящими в организацию».
По словам иранского министра, предложение, сделанное днем ранее на переговорах в катарской Дохе, было принято «с целью стабилизации рынка и улучшения ситуации с ценами на нефть, а также в интересах не только потребителей, но и производителей углеводородов».
На новостях о том, что Иран согласился заморозить добычу, цена барреля Brent на лондонской бирже ICE выросла на 6,3% и составила $34,34 (данные на 20.10 мск).
Во вторник министр энергетики РФ Александр Новак встретился со своими коллегами из Катара, Саудовской Аравии и Венесуэлы. По итогам переговоров было выработано решение о заморозке объемов добычи нефти на уровне января 2016 года, но при условии, что эту позицию поддержат и другие производители.
При этом именно Иран изначально считался основным потенциальным противником заморозки. С самого начала встречи в Тегеране сообщалось, что она проходит «в негативной атмосфере» (цитата по агентству Sputnik). Агентство со ссылкой на источник, близкий к переговорам, передавало, что никто не ожидает легкого достижения согласия.
После отмены санкций США и Европы 16 января Исламская Республика Иран начала наращивать добычу и экспорт нефти, о чем предупреждала еще в 2015 году. По словам директора Иранской национальной нефтяной компании (NIOC) Рукнеддина Джавади, в январе ИРИ уже увеличила производство на 0,4 млн баррелей в сутки, в дальнейшем предполагалось довести рост добычи до 1 млн баррелей в день. Таким образом, общая добыча ИРИ составила бы около 4 млн баррелей в сутки (то есть примерно досанкционный уровень).
Что касается экспорта, то первые танкеры иранской нефти уже направлены в Европу. Поставки предназначены для Франции, Испании и России, хотя, как сообщалось ранее, в последнем случае по факту нефть пойдет в Румынию — на румынский НПЗ, принадлежащий «ЛУКойлу». Как сообщил Джавади в среду, вторая партия будет направлена на европейские рынки еще до конца февраля.
Иран еще во вторник говорил, что готов сотрудничать в целях повышения цены на нефть. Но при этом, по словам Бижана Намдара Зангане, «от своей квоты на нефть не откажется».
В среду газета Shargh daily со ссылкой на представителя Тегерана в ОПЕК Мехди Асали сообщила, что Иран считает предложение о заморозке добычи для себя нелогичным, так как в период, пока ИРИ находилась под санкциями, другие страны значительно нарастили объемы производства нефти, чем и вызвали снижение котировок. «А теперь другие государства ждут от Ирана сотрудничества и требуют еще большего снижения добычи», — отметил Асали, в очередной раз подчеркнув, что Иран намерен нарастить нефтедобычу до уровня, предшествующего санкциям.
Ранее министр нефти Венесуэлы Эулохио дель Пино заявил, что министры Эквадора, Алжира, Нигерии и Омана поддерживают решение о заморозке добычи нефти. СМИ со ссылкой на источники сообщали, что инициативу готовы поддержать также Ирак, Кувейт и Бахрейн.
Бижан Намдар Зангане отметил, что заморозка стала первым шагом, но этот шаг не должен стать единственным. Кроме того, по его словам, судить о влиянии на рынок принятого решения можно будет лишь спустя какое-то время.
Эксперты сомневаются, что Иран в действительности заморозит добычу, не говоря уже о каких-то дальнейших шагах.
«Сейчас все действия Ирана (форсированное начало поставок накопленной нефти на новые рынки и запуск ранее законсервированных мощностей по добыче) говорят как раз о том, что ИРИ нацелена именно на рост производства нефти, — поясняет партнер компании Rusenergy Михаил Крутихин. — Кроме того, остальные участники переговоров фактически заморозили свою добычу на самом пике, в то время как Иран только начал «разгоняться» после отмены санкций. А Тегерану как раз нужно отвоевывать потерянные за санкционный период доли рынка».
Добыча нефти России в январе составила 10,878 млн баррелей в сутки. Страны ОПЕК в совокупности ежедневно добывали 32,33 млн баррелей (при том, что установленная самим же картелем квота на производство нефти составляет 30 млн баррелей в день). Лидер картеля Саудовская Аравия в январе добывала ежесуточно 10,2 млн баррелей. Иран добывал около 3,2 млн баррелей в день.
Замминистра энергетики РФ Кирилл Молодцов в среду заявил ТАСС, что Ирану целесообразно выходить на рынок нефти постепенно, максимизируя доходы на каждом этапе. По словам Молодцова, ИРИ могла бы выбрать стратегию «заливания» рынка нефтью, получая любой возможный доход, но лишь в том случае, если у страны не было бы денег. «А деньги у них есть, порядка $100 млрд», — отметил Молодцов.