Россия, Саудовская Аравия, Катар и Венесуэла договорились о заморозке уровня добычи нефти. Об этом сообщило во вторник российское Министерство энергетики по итогам встречи его главы Александра Новака с министром нефти и минеральных ресурсов Саудовской Аравии Али аль-Наими, министром нефти Катара Мохаммедом аль-Садом и министром нефтяной и горнорудной промышленности Венесуэлы Эулохио дель Пино.
Как заявил Новак, четыре страны готовы заморозить добычу на уровне января при условии, что другие производители присоединятся к этой инициативе.
При этом министр не уточнил, входят ли в число «других производителей» США или речь идет только о странах ОПЕК.
Добыча нефти России в январе составила 10,878 млн баррелей в сутки. Страны ОПЕК в совокупности ежедневно добывали 32,33 млн баррелей (при том что установленная самим же картелем квота на производство нефти составляет 30 млн баррелей в день). Лидер картеля Саудовская Аравия в январе добывала ежесуточно 10,2 млн баррелей. Крупнейший после России производитель, не входящий в ОПЕК, Соединенные Штаты, производил 9,2–9,4 млн баррелей в день.
В среду должны состояться также переговоры по добыче нефти с представителями Ирана и Ирака в Тегеране.
Именно Иран может стать основным противником заморозки добычи: после отмены санкций Запада в середине января Тегеран начал как раз наращивать добычу и экспорт нефти. Как заявил во вторник директор Иранской национальной нефтяной компании (NIOC) Рукнеддин Джавади, в январе Исламская Республика Иран (ИРИ) уже увеличила производство на 0,4 млн баррелей в сутки. В дальнейшем предполагается довести рост добычи до 1 млн баррелей в день. Таким образом, общая добыча ИРИ составит около 4 млн баррелей в сутки. Что касается экспорта, то первые танкеры иранской нефти уже направлены в Европу.
«С Ираном действительно будет сложно договориться, — комментирует завсектором экономического департамента Института энергетики и финансов Сергей Агибалов. — ИРИ нужно восстанавливать свою добычу и долю присутствия на мировом рынке».
С другой стороны, делать это нужно осторожно, так как Иран, равно как и другие производители нефти, в слишком низких ценах не заинтересован. В связи с этим, по мнению Агибалова, для Ирана может быть выработано особое решение — например, страна сможет вернуться к досанкционному уровню добычи (как раз те самые 4 млн баррелей в сутки. — «Газета.Ru») и уже тогда заморозить рост производства.
Иран, впрочем, уже успел заявить, что будет способствовать росту нефтяных цен. «Мы будет стараться разными способами достичь более высоких цен на нефть», — цитирует РИА «Новости» замминистра нефти Масуд Хашемиан Эсфахани. Он также призвал все страны к широкому сотрудничеству для достижения этого результата.
Но далеко не факт, что даже если все участники переговоров договорятся, то это толкнет цены вверх. Минэкономразвития РФ уже заявило, что пока преждевременно говорить о долгосрочных последствиях сегодняшних переговоров для рубля и барреля.
Рынок уже продемонстрировал, что от встречи представителей России и ОПЕК ожидал большего. В преддверии переговоров цена барреля выросла более чем на 5% и превысила $35. Но когда стали известны результаты встречи, котировки пошли вниз. Баррель Brent сейчас торгуется у отметки в $33,9.
Дело в том, что в конце января сообщалось о переговорах между Россией и странами ОПЕК по возможному симметричному сокращению добычи на 5%.
На этих новостях баррель прибавил около $3, до $36, однако затем произошла коррекция вниз и в начале февраля котировки уже колебались около отметки в $30 за баррель.
Тем не менее, по словам Сергея Агибалова, рынок недооценивает важность события.
«Сам факт того, что Россия и Саудовская Аравия согласовали общую повестку, говорит о том, что в ценовой войне за доли рынка как минимум наступило перемирие, — поясняет эксперт. — Саудиты поняли, что они могут просто не выдержать таких цен, теряя по $100 млрд резервов в год».
При этом Агибалов отметил, что сейчас росту цен на нефть не способствует макроэкономический фон, в первую очередь замедление роста экономики Китая, одного из крупнейших потребителей нефти, который за последнее время значительно сократил импорт (в январе зарубежные закупки нефти КНР сократились на 20%).
Но, по словам эксперта, если рынок нефти не среагирует на заморозку добычи или производители сочтут реакцию недостаточной, они смогут перейти к сокращению производства, благо первый шаг для этого (фактическое заключение альянса между Россией и Саудовской Аравией) уже сделан.
Аналитик «АЛОР БРОКЕР» Кирилл Яковенко напоминает, что все страны нефтяного картеля испытывают сложности с балансировкой бюджета из-за обвала нефтяных котировок. Поэтому основные игроки попытаются так или иначе ограничить добычу и поддержать цены на нефть. По оценкам эксперта, если решение о заморозке будет поддержано всеми участниками переговоров, это может привести к росту нефтяных котировок до $40–45 в ближайшие два месяца.