«За последний год турпотоки полностью перенаправились: вместо западных стран туристы приезжают из восточных и юго-восточных, плюс существенно вырос внутренний туризм», — отмечает Геннадий Ламшин, исполнительный директор Российской гостиничной ассоциации.
В среднем, по статистике Ростуризма, за девять месяцев 2015 года турпоток из европейских стран просел на 4%, общее же число прибытий снизилось на 13%.
По словам Ламшина, сильнее всего просел бизнес-туризм.
«В моногородах, в которые приезжали только бизнес-туристы, а проще говоря, командировочные, все совсем плохо. Производство сокращают, и деловые поездки, соответственно, замерли или упали до минимума», — отмечает он.
По служебным целям из европейцев чаще всего приезжают поляки и финны: за первые три квартала прошлого года их число составило 1,33 млн (-5%) и 1,11 млн (+3%) соответственно. Падение служебных поездок среди литовцев — 54%, до 130 тыс. человек. Количество туристов из Германии, крупнейшего «поставщика» путешественников из Европы в Россию, за девять месяцев 2015 года почти не изменилось — 319 тыс. против 318 тыс. годом ранее. Однако в служебных целях за период их приехало менее 114 тыс. человек (-18%).
По словам Ламшина, в этом году, вопреки ожиданиям, загрузка отелей Москвы не выросла после новогодних праздников. Хотя обычно после 20 января увеличивался поток бизнес-туристов.
Чтобы остаться на плаву, отели начинают активно менять свою клиентскую политику.
Китайские церемонии
Если говорить только о туристическом турпотоке, то за первые три квартала 2015 года Россию посетили 10,8 тыс. тайваньцев (+35% по сравнению с аналогичным периодом год к году), 23,3 тыс. индийцев (+67% за тот же период), 33,6 тыс. иранцев (+111%), 115,7 тыс. турок (+16%) и 583,6 тыс. китайцев (+63%).
«В топ-10 стран, гости из которых чаще всего останавливаются в отелях сети, входят Индия, Китай, Иран и Турция. Данные за январь — ноябрь 2015 года свидетельствуют: количество гостей из Китая в целом по отелям сети за этот период выросло на 54%, из Турции — на 25%», — рассказывает Наталья Корнейчук, директор по маркетингу и PR группы компаний Azimut Hotels Company.
При этом, как отметила Корнейчук, в разных городах картина может различаться. Так, в Санкт-Петербург основные постояльцы приехали из Китая, Турции, Ирана; в Москву — из Китая, Турции, Индии, Ирана, Индонезии; во Владивосток, Новосибирск — из Китая; в Астрахань — из Азербайджана, Турции, Ирана, Туркмении и т.п.
Поскольку основным источником туристов для большинства отелей стал Китай, многие сети включаются в программы по адаптации гостиниц для китайских туристов.
«В отличие от россиян и европейцев, готовых окунуться в национальные особенности любой страны,
китайские туристы, проявляя интерес к памятникам истории и культуры других государств, в части кухни, как правило, не хотят отказаться от привычных устоев.
Этим и вызвано появление программ China Friendly, Welcome Chinese и их аналогов», — рассказывает Корнейчук.
Как она пояснила, эти программы предполагают адаптированное меню, рекламные материалы и навигацию на китайском языке, больше китайских телеканалов, увеличение числа персонала, владеющего китайским языком.
Для комфорта гостей из Китая в номерах, в частности, были установлены дополнительные чайники, а в ресторанной зоне есть специальный бойлер с горячей водой, чтобы у них была возможность заварить чай, рассказала Ольга Медвянова, директор по продажам и маркетингу отеля Park Inn by Radisson Pribaltiyskaya из сети Rezidor, которая входит в программу China Friendly.
Как пояснил Ламшин, сейчас навстречу туристам из Азии идут многие гостиницы — «это условие операторов из Юго-Восточной Азии».
В то же время, заметил Ламшин, хотя за счет работы с китайскими туристами ряд гостиниц смогли сохранить прежнюю заполняемость, доходы все равно упали, поскольку азиатские туроператоры требуют значительных скидок.
«Халяль-Френдли»
Гостиницы также идут навстречу пожеланиям мусульман, которые сейчас становятся одними из ключевых клиентов.
Ильдар Мусин, эксперт-аудитор системы добровольной сертификации «Халяль-Френдли стандарт», рассказал, что в программе «Халяль-Френдли» участвуют гостиницы и рестораны Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Уфы, Сочи.
«Запросы идут и из других городов России. Программа одобрена Ростуризмом, и уже началось ее продвижение на зарубежных рынках вместе с проектом Visit Russia», — отметил он.
Более 50 стран в мире официально признаны мусульманскими. В то же время в ряде других стран значительный процент мусульманского населения. В Китае мусульман всего 2,4%, но в абсолютных цифрах это около 30 млн человек. Как отмечают отельеры, увеличение потока внутреннего туризма также добавило религиозного разнообразия в жизнь гостиниц, поскольку в России проживают около 20 млн.
Стоит отметить, что требования к сертификации «Халяль-Френдли» достаточно строгие. Помимо обязательного халяльного меню, для которого все продукты и посуда для приготовления должны храниться отдельно от запрещенных в исламе продуктов (харам), на территории отеля должна быть молельная комната (или вблизи него — мечеть). В номерах должны отсутствовать спиртные напитки, быть размещены указатели направления на Мекку (кибла) и расписание времени молитв. У гостя должна быть возможность получить по запросу молитвенный коврик и Коран.
Во время священного месяца Рамадан для гостей организуют ифтар и сухур (приемы пищи после захода солнца и перед рассветом во время поста).
Тренажерные залы, пляжи, бассейны, сауны, массажные салоны и спа-кабинеты также должны быть раздельными для мужчин и для женщин или по крайней мере иметь раздельный график посещения. Персонал должен быть одного пола с посетителями. При этом одежда сотрудниц, согласно нормам исламской морали, должна закрывать все тело, кроме кистей рук и лица.