Накопительная система сохранена
В апреле 2015 года правительство России приняло решение сохранить накопительную компоненту. Власти приняли долгосрочное решение, связанное с необходимостью развития многоуровневой пенсионной системы. Это большой плюс. В стране в начале XXI века была переформатирована пенсионная система и реализована одна из самых устойчивых и современных конфигураций, включающая перераспределительную, обязательную накопительную и добровольную части. Российская модель была оценена международными экспертами как стабильная и сбалансированная: согласно индексу устойчивости пенсионных систем Allianz, Россия занимает 14-е место среди 50 крупнейших стран. Другое дело, что попытки изменить ее вносят дисбаланс и существенно меняют — не в лучшую сторону — пенсионную архитектуру.
Мораторий на пенсионные накопления продлен
К концу года конъюнктура финансовых рынков ухудшилась, поэтому было принято вынужденное решение заморозить взносы на 2016 год. Правительству пришлось выбирать между долгосрочными обязательствами в отношении работающих людей и текущими выплатами пенсионерам.
При этом государство было вынуждено пойти на ограничение прав нынешних пенсионеров, а именно — на то, что индексация в 2016 году составит всего 4%, и при этом не будет индексации пенсий работающим пенсионерам. И то и другое решение является нарушением «общественного пенсионного договора», вынужденной и, надеемся, временной мерой.
Размер социальных обязательств государства существенно вырос за последние годы, и то, что казалось легко исполнимым на фоне высокой стоимости нефти, сейчас становится колоссальной проблемой. Современная стоимость пенсионных обязательств составляет около 150% ВВП. Поэтому тема исполнения текущих обязательств будет и дальше актуальной. Доля расходов федерального бюджета, направляемых на социальную политику, составит около одной трети от общего объема расходов федерального бюджета в 2016 году, и ПФР с каждым годом все в большей степени зависит от дотаций федерального бюджета.
Балльная система не решила всех проблем
В 2015 году в России стартовала новая пенсионная система, в рамках которой страховая пенсия формируется не в рублях, а в баллах. По итогам года работы стало очевидным, что балльная система не решила всех проблем. В частности, не произошло массового отказа людей от накопительной пенсии в обмен на рост количества баллов на пенсионном счету и не оправдались ожидания, что люди будут позже выходить на пенсию. Опять поднят вопрос повышения пенсионного возраста. Скорее всего, он будет плавающим: сохранится возможность более раннего выхода со снижением размера пенсии, как неоднократно рекомендовали эксперты пенсионного рынка. Новость о повышении пенсионного возраста крайне негативно воспринимается россиянами, однако власти уже высказались за публичное обсуждение этого вопроса, и в России постепенно придут к пониманию необходимости этой меры.
Вопрос о продлении права выбора накопительной пенсии не решен
Ограничение права выбора варианта пенсионного обеспечения, как показывают опросы общественного мнения, было абсолютно негативно воспринято обществом. Правительство, по инициативе финансово-экономического блока, хотело обсудить возможность продления права выбора и даже провело специальное совещание 21 декабря на уровне председателя правительства. Однако решение вопроса было перенесено на первый квартал 2016 года. Учитывая, что в 2014–2015 годах НПФ проходили реорганизацию и вступали в систему гарантирования, гражданам было трудно определить объективные критерии выбора страховщика, которому можно доверить свои накопления. Кроме того, возможности выбора фактически лишены жители недавно присоединившихся регионов России.
С точки зрения здравого смысла и соблюдения прав граждан необходимо сохранить возможность формирования в будущем накопительной пенсии для всех желающих.
НПФ становятся отдельным финансовым институтом
В 2015 году завершилось выстраивание системы негосударственных пенсионных фондов (НПФ). Те, которые входят в систему гарантирования, прошли сложнейшие проверки Банка России на надежность и полностью соответствуют всем требованиям регулятора. Банк России продолжает пристально отслеживать деятельность таких фондов. Этим НПФ можно доверять уже потому, что они — участники системы гарантирования пенсионных накоплений. Регулятор активно проверяет остальные НПФ и фактически проводит чистку рынка, отсеивая неблагонадежные фонды.
НПФ сменили профиль инвестирования и все больше пенсионных накоплений вкладывают в экономику России. Регулятор фиксирует рост инвестиций НПФ в реальный сектор экономики: более 50% вложено в корпоративные облигации и акции.
В 2016 году продолжится тенденция к консолидации рынка как следствие конкуренции на рынке и борьбы за снижение операционных издержек. Доверие к системе в целом снижается.
Общественное внимание в 2015 году было привлечено к накопительной системе. Социологические опросы ФОМ, ВЦИОМ, НАФИ показывают, что люди по-прежнему не владеют информацией о том, как устроена и функционирует пенсионная система России, и не доверяют последним изменениям. Люди видят, что «общественный договор» можно нарушить, и уже не могут прогнозировать свои будущие доходы в рамках государственной пенсионной системы.
Если в середине 2000-х выдвигался тезис о том, что гражданам России необходимо самостоятельно формировать свое будущее и планировать пенсию, то теперь мы видим обратный процесс. Людей возвращают к идее, что альтернативы чисто перераспределительной пенсионной системе нет. Это фактически дискредитирует отрасль негосударственных пенсионных фондов. Негатив по отношению к частным игрокам приведет к тому, что в долгосрочном плане социальные обязательства государства будут только расти.
Евгений Якушев — председатель совета директоров Европейского пенсионного фонда.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.