Число компаний, заморозивших заработные платы на уровне 2014 года, выросло в три раза. Работодателей, которые повысили заработные платы для большинства категорий своих сотрудников, оказалось 80%, что на 13% ниже показателя прошлого года, подсчитала международная консалтинговая компания Hay Group на основе опроса 600 компаний (900 тыс. работников) из 51 города России. В исследовании принимали участие компании, включая государственные, из 21 сектора экономики. Опросы проводились в январе — сентябре текущего года.
Москва сдает позиции
Без повышения заработной платы остались 31% руководителей среднего звена и 15% операционного и производственного персонала.
В тех компаниях, которые все-таки индексировали заработок сотрудников, индивидуальная заработная плата выросла в среднем на 5,1% по всей России и на 4,5% в среднем по Москве. Это означает, что прибавку к зарплате в этом году в любом случае съела инфляция, прогнозируемая на уровне 12%.
«Разница в приросте зарплат по России и по Москве объясняется тем, что в Москве рынок более насыщенный, но и более разношерстный. Есть сектора, которые сконцентрированы преимущественно в Москве (банки и рестораны), а там не было значительного роста зарплат», — поясняет Ирина Чернозубова, руководитель отдела исследований Hay Group.
В региональных лидерах по росту зарплат — Санкт-Петербург, Московская область и Сахалин. Также среди лидеров Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа. Но даже у лидеров оплата труда примерно на 20–22% ниже по сравнению с Москвой.
Самое значительное продвижение в рейтинге сделала Тюмень. В этом году уровень оплаты труда в Тюмени на 28% ниже, чем в Москве. «Разрыв между большими городами и Москвой медленно, но все же сокращается из года в год», — отмечает Чернозубова. Так, если в аналогичном рейтинге два года назад города, занимавшие 9-ю и 10-ю строчки, имели отставание более чем на 44%, то сейчас — на 41%. Например, на 10-м месте — Самара и Нижний Новгород с разницей в оплате относительно Москвы на 41%.
«Если в прошлом году уровень оплаты квалифицированных работников в России был примерно на уровне Польши и Чехии, то теперь мы ближе всего к нашим соседям по Таможенному союзу — Белоруссии и Казахстану. Ниже оплата труда только на Украине», — поясняет Чернозубова.
Рост зарплат на волне санкций
Ситуация с зарплатами напрямую связана с состоянием секторов экономики. В секторе «Природные ресурсы» многие компании, несмотря на кризис, чувствуют себя традиционно неплохо, поскольку экспортируют свою продукцию и получают основные доходы в иностранной валюте. Здесь рост зарплат составил в среднем 8,5%.
На волне санкций и геополитических катаклизмов зарплатный бум переживает сектор агропрома. Компании, участвующие в импортозамещении сельхозпродукции, констатировали повышение зарплат на уровне 10%.
Финансовый и банковский сектора, наоборот, переживают худшие за последние десять лет времена. Санкции и инвестиционный коллапс минимизировали здесь рост зарплат, повышение составило всего 4,4%. И только для 60% сотрудников.
Банкиры берегут дырявые носки
Тренд на замедление роста оплат труда в финансовом секторе фиксирует и компания PricewaterhouseCoopers Russia. Наметившаяся в 2013 году тенденция к замедлению темпов роста вознаграждения сотрудников финансовых организаций в связи с ухудшающейся экономической ситуацией укрепилась в 2014 году и продолжилась в 2015-м, отмечается в обзоре (имеется в распоряжении «Газеты.Ru»).
«Несмотря на намерение компаний повысить заработную плату сотрудников на 7% в 2015 году, анализ фактического изменения уровня гарантированного вознаграждения работников показал рост лишь на 5,4%, что на 1,1 процентного пункта ниже показателя за предшествующий период и на 2,6 процентного пункта ниже роста, зафиксированного за 2012–2013 годы», — пояснила Алла Окорочкова, партнер отдела консультационных услуг в области управления персоналом PwC в России.
Ухудшение экономической ситуации и недостижение многими компаниями целевых финансовых показателей привели к тому, что 11% компаний финансового сектора не выплатили бонус по результатам 2014 года, 17% компаний (из тех, что выплатили бонус сотрудникам) осуществили выплаты в меньшем объеме, отмечает PwC.
Еще 3% организаций финансового сектора отложили выплаты на несколько месяцев. Как следствие, произошло замедление темпов роста общего вознаграждения сотрудников. В 2015 году рост составил 6,7%, в то время как в предыдущие периоды он достигал 7,5% (2014) и 10% (2013).
Еще одной тенденцией прошедшего периода стало ужесточение политики компаний в отношении выплаты бонусов.
Увеличилась доля компаний, устанавливающих минимальный процент выполнения плана для получения премиальных выплат, а также тех, кто ограничивает максимальный размер бонуса в случае перевыполнения плана, отмечает PricewaterhouseCoopers Russia.
Лицом к бонусу
По данным Hay Group, лишь 40% опрошенных сообщили, что планируют повышение зарплат в следующем году, в то время как 56% компаний не определились в своем решении.
В 2016 году компании планируют повысить заработные платы в среднем на 7% для всех категорий должностей.
Среди секторов, планирующих рост зарплат, на текущий момент лидирует агропромышленный сектор, который предполагает в следующем году повысить заработные платы на 10%. Почти на столько же планируют произвести повышение компании в секторах «Фармацевтика и медицинское оборудование» (9,7%), а замыкает тройку лидеров индустриальный сектор с планом повышения на 9%.
Но при этом структура вознаграждения работников за труд будет неизбежно меняться. По сравнению с прошлым годом доля переменной части (бонусов и премий) выросла в зарплатном пакете с 14 до 20%. В особенности это касается торговых должностей. Все чаще компании увязывают количественные показатели, такие как выручка, с качественными, такими как удовлетворенность клиентов. Уже 56% компаний используют этот показатель для принятия решений о выплате бонусов.
«Но, по всей видимости, сотрудникам становится сложнее достигать качественных показателей. Не первый год мы видим, что неуклонно растет разрыв между размером нацеленных (запланированных) премий и реальных выплат», — отмечают в Hay Group. Так, в этом году разрыв в среднем составил 20% у торговых должностей и 23% — у неторговых.
Кроме того, многие компании пошли в этом году по пути оптимизации льгот, что отразилось и на общей доле льгот в пакете совокупного вознаграждения. Оптимизации подверглись такие льготы, как программы обучения и развития для сотрудников. На 30% компании оптимизировали размер покрытия представительских расходов. Стоимость предоставляемой сотрудникам мобильной связи также показала тенденцию к снижению.