Наряду с нефтью и газом, уголь по-прежнему остается одним из главных энергоносителей в мире, причем одним из самых дешевых. Однако постоянно возникают дискуссии по поводу его экологичности.
«Не секрет, что до настоящего времени живуч стереотип угля как якобы «грязного топлива», - отметил гендиректор российского углепроизводителя СУЭК Владимир Рашевский в обращении к 40-й сессии Центра Международной энергетической ассоциации, состоявшейся в пятницу в Великобритании. - Но мы должны давать объективную информацию, демонстрировать возможности и перспективы угля именно как «чистого» энергоносителя.
Современные технологии добычи и практики рекультивации земель снижают нагрузку на окружающую среду при собственно добыче, а главный вопрос - выбросы в атмосферу - решается в угольной генерации несколькими путями. Во-первых, это повышение эффективности угольных энергоблоков с ростом их коэффициента полезного действия. За счет этого снижается потребление угля, а следовательно - атмосферные выбросы.
По словам главы совета директоров СУЭК Андрея Мельниченко, КПД современных угольны станций на треть выше, чем у тех, что строились ранее.
Во-вторых, сейчас активно развиваются технологии полного улавливания твердых вредных выбросов на современных станциях, а также улавливания и подземного хранения углекислого газа. Это позволяет снизить выбросы парниковых газов почти до нуля.
«В России же ключевой задачей давно пора бы определить развитие когенерации — совместной выработки тепла и электроэнергии, - говорит Мельниченко. - Например, КПД сжигания угля на станции, работающей в режиме когенерации, достигает 70–80%». Тогда как при выработке лишь электричества этот показатель составляет лишь 30-35%.
Согласно данным британской ВР, в мире в последние годы потребляется около 8 млрд тонн угля. В 2014 году доля этого энергоносителя в мировом энергетическом балансе составляла 30% (на 0,2% ниже чем в предшествующем). Больше только у нефти - 32,6%. На газ пришлось 23,7%.
При этом значительный рост потребления угля демонстрирует Япония (за прошлый год около 11% по сравнению с предыдущим ). Это связано с отказом японцев от использования атомной энергетики после катастрофы на «Фукусиме-1» - выбывающую генерацию пришлось чем-то заменять.
Впрочем, предполагалось, что потребности в топливе удовлетворит не столько уголь, сколько природный газ. Андрей Мельниченко ранее говорил, что не верит в полную и окончательную победу газа над углем, особенно в Азии, где быстро растет энергопотребление. Дело в том, что уголь существенно дешевле и доступнее, его запасы гораздо более равномерно распределены по планете.
«Уголь еще долго будет играть ключевую роль в энергетическом балансе человечества», - заявил Мельниченко.
«Уголь и газ - главные конкуренты на мировом рынке энергоносителей, - комментирует вице-президент ARGUS Вячеслав Мищенко. - Однако именно сейчас баланс смещается в пользу газа». Это связано с тем, что из-за рухнувшей нефти подешевел и газ, и теперь он более предпочтителен для потребителя.
«Хотя на протяжении последних трех лет, до падения нефти (оно началось в середине прошлого года), ситуация была противоположной», - напоминает эксперт. Тогда, на пике сланцевой революции в США, где дешевый сланцевый газ вытеснил американский и колумбийский уголь, невостребованные объемы этого угля пошли в Европу, где продавались по демпинговым ценам. «И Европа этот уголь с удовольствием потребляла, переводя на него свою генерацию, -указывает Мищенко. - Так что все зависит от цены газа, которая, в свою очередь, зависит от нефти».
При этом Мищенко отмечает, что следует учитывать еще и специфику региона. «На примере России можно сказать, что Кузбасс и Красноярский край останутся «пожизненно угольными», так как угля там много, а газификации просто нет»,- поясняет эксперт.