Власти намерены стимулировать обновление рыболовецкого флота с помощью квот. Актуальный вопрос по модернизации и производству новых рыболовецких судов был рассмотрен на специальной сессии Восточного экономического форума (ВЭФ), который проходит в эти дни во Владивостоке. По заявлениям представителей регулирующих органов, компании, которые в последние годы закупали новые рыболовецкие суда, получат преференции в выдаче квот на вылов рыбы.
В начале текущей недели министр сельского хозяйства Александр Ткачев, обсуждая развитие рыбохозяйственного комплекса Камчатки, предложил дополнительные меры поддержки тем компаниям, которые инвестируют в улучшение и собственного флота, и производства. «Приоритет будет отдан тем, кто не стоит на месте, обновляет флот, модернизирует перерабатывающие мощности, строит холодильные мощности и выпускает продукцию с высокой добавленной стоимостью», — заявил он.
Поддержку со стороны Минсельхоза Ткачев обещал и тем компаниям, которые будут инвестировать в логистику и инфраструктуру.
У «неэффективных собственников», компаний, занимающихся перепродажей выделенных квот, и предприятий, незаконно контролируемых иностранцами, разрешения на добычу рыбы предлагается изымать и передавать тем, кто строит флот на российских верфях. Такие компании и смогут воспользоваться квотами господдержки, пообещал замглавы Росрыболовства Петр Савчук. Такие поправки Минсельхоз совместно с Росрыболовством подготовил для внесения в закон «О рыболовстве».
Как один из способов решения проблемы устаревшего флота рассматривается такой вариант: за отечественными рыбодобывающими компаниями, занимающимися промышленным или прибрежным рыболовством и – главное – построившими суда на российских верфях, будет закрепляться часть общей квоты на вылов биоресурсов.
Как уточняется в сообщениях Росрыболовства, эти дополнительные квоты («квоты под киль») будут выделяться на частичное покрытие расходов строительства судов рыбодобытчиками и составят не более 50% от суммы, необходимой для окупаемости судна. Остальная часть квот берется судовладельцем из уже имеющихся у него, ранее выделенных государством в рамках «исторического принципа».
Глава Росрыболовства Илья Шестаков считает, что нововведение повлияет не только на рыболовецкие предприятия, но и на промышленников.
«Половину [флота] надо списывать, его не нужно модернизировать, нужно строить новый и современный. Мы предлагаем стимул», — говорит он.
Методы воздействия на рыболовов обсуждаются в правительстве уже много лет, но несмотря на поддержку судостроителей со стороны Минпромторга, уже около половины судов рыбопромыслового флота достигли или превысили максимальный нормативный срок эксплуатации (30 лет), по данным Росрыболовства. Средний возраст рыбопромышленного флота составляет около 25 лет. За последние 11 лет не было построено ни одного крупнотоннажного траулера, уточняет ведомство.
Представители рыболовецкой отрасли, опрошенные «Газетой.Ru», подтверждают, что профинансировать строительство судов без какой-либо поддержки государства почти нереально. Стоимость постройки крупнотоннажного судна – от $40 до $70 млн. Суммы даже для больших предприятий малодостижимые, если нет мер господдержки.
Пока инвестиции в рыбную отрасль составляют около 8% от оборота, что меньше аналогичного показателя в сельском хозяйстве. «Отрасли требуется новый инвестиционный импульс. Для достижения намеченных показателей, по нашим предварительным оценкам, необходим объем инвестиций на уровне $3,5 млрд в течение ближайших трех-пяти лет», — считает глава Росрыболовства Шестаков.