В четверг завершилась деловая программа международного авиасалона МАКС, который проходит в Жуковском. Количество посетителей превысило 60 тыс. человек. Большинство сделок, заключенных во время первых трех бизнес-дней аэровыставки, коснулись гражданской авиации, в то время как в военном сегменте не было объявлено о подписании крупномасштабных договоров. Одной из немногих сделок по военным самолетам стало соглашение с корпорацией «Иркут» о поставке второй партии учебно-боевых самолетов Як-130 для белорусского минобороны.
«МАКС-2013 был больше военной направленности, — отметил замглавы Минпромторга Андрей Богинский. — В этом году упор сделан на гражданскую авиацию».
Суперджет правит МАКСом
Основным игроком, генерирующим новости о заключенных контрактах, на 12-м Международном авиасалоне МАКС в Жуковском стал российский пассажирский самолет Sukhoi Superjet-100 (SSJ-100).
За первые три дня выставки заказ на SSJ-100 составил со стороны российских региональных авиакомпаний почти 80 единиц, в основном благодаря поддержке со стороны государства, финансирующего сделки путем внесения средств в капитал лизингодателя.
В среду Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) заключила четыре контракта с российскими авиакомпаниями Red Wings, «Тува-авиа», «Авиалинии Бурятии» и «Оренбуржье» о поставках SSJ-100. По 15 самолетов SSJ-100 достанется Red Wings и «Бурятским авиалиниям», «Тува-авиа» получит 10 SSJ-100, авиакомпания «Оренбуржье» — 8 SSJ-100. Все договоры будут реализованы в течение ближайших трех лет. 27 августа ГТЛК продолжила заключать контракты с будущими эксплуатантами SSJ-100: к пулу региональных российских перевозчиков, которые берут в аренду SSJ-100, добавилась «Якутия». Она заключила контракт на поставку 5 SSJ-100, первые поставки ожидаются в 2017 году.
Часть соглашений была подписана в рамках заключенного в первый день выставки контракта между ГТЛК и «Гражданскими самолетами Сухого» (ГСС) о покупке 32 лайнеров SSJ-100 с опционом еще на 20 ВС. Финансирование сделки осуществляется в рамках программы по докапитализации ГТЛК на 30 млрд руб. со стороны государства.
За три первых дня авиасалона, посвященных деловой программе, ГТЛК заключила контракты на поставку в общей сложности 93 ВС, включая заказ на 25 SSJ-100 от «Ямала» и 15 самолетов для казахстанской Scat, которые были оформлены в первый день выставки (поставки для Scat будут осуществляться не в рамках программы докапитализации, которая распространяется только на отечественных перевозчиков).
Учитывая, что каталожная стоимость SSJ-100 составляет $36 млн, общий объем сделок превысил $3,348 млрд.
Однако такая цена является максимальной, и в большинстве случаев самолеты реализуются с существенной скидкой, сообщили «Газете.Ru» в нескольких лизинговых компаниях.
Интерес к SSJ-100 выразили и представители иранской делегации. По заявлениям замглавы Минпромторга Андрея Богинского, Иран ведет переговоры с ОАК о покупке нескольких десятков самолетов данного типа. Подтвердили заинтересованность в приобретении SSJ-100 и представители египетской делегации, прибывшей на этой неделе в Москву. Речь идет о поставке от 12 до 24 SSJ-100 египетской авиакомпании Egypt Air. По словам Богинского, контракт с Египтом может быть заключен в случае выигрыша в тендере на поставку ВС их национальному перевозчику.
Важным шагом для продвижения продукции российского гражданского авиапрома стало подписанное 26 августа соглашение между дочерней компанией Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) — «ОАК-Капитал» — и Сбербанком. Согласно договору, Сбербанк будет участвовать в программе гарантии остаточной стоимости, которая поможет авиакомпаниям не потерять деньги при перепродаже SSJ-100 и готовящегося к производству MC-21. Гарантии будут распространяться на первые произведенные 100 самолетов. По оценкам Минпромторга, стоимость SSJ-100 будет составлять не менее 40% от первоначальной стоимости спустя 12 лет эксплуатации. В том случае, если реальная цена будет ниже, экcплуатант сможет получить от «ОАК-Капитал» до трети от расчетной остаточной стоимости.
Но нескольких громких контрактов, о которых сообщалось в преддверии авиасалона, дождаться так и не удалось.
Не состоялось анонсированное ранее подписание соглашения о переводе 20 МС-21 в твердый контракт между «Иркутом» и «Сбербанк Лизингом». Как сообщил «Газете.Ru» источник, знакомый с ходом обсуждения сделки, соглашение не будет подписано на МАКСе, а перенесется, скорее всего, на другие крупные международные форумы — Восточный или Сочинский форумы.
Не был подписан и 100-миллиардный контракт между ОАК и Минобороны на поставку 48 Су-35. Его заключение будет осуществлено до конца 2015 года, но не в ходе МАКСа, сообщил в ходе пресс-конференции глава ОАК Юрий Слюсарь. «Соглашение находится в высокой стадии готовности», — уточнил Богинский позднее.
Дым на небе, дым на земле
Демонстрационные полеты в первые дни проводились по укороченной программе, приблизительно с 14.00 до 16.00. Самые яркие показательные выступления были продемонстрированы в первый день работы авиасалона — когда на мероприятие прибыл президент России Владимир Путин.
Полеты во второй и третий дни имели схожую программу. Пилотаж и проход группы демонстрировали вертолеты «Ми», «Ансат» и «Ка», в том числе одна из последних разработок «Вертолетов России» — Ка-52. Поднимались в небо и учебно-боевые самолеты Як-130, и пассажирский SSJ-100, а также многоцелевой российский истребитель МиГ-35.
Ключевыми стали выступления российских истребителей, пилоты которых выполняли фигуры высшего пилотажа, а также, по сути, единственная новинка иностранного производства, представленная на МАКСе, — Airbus A350 XWB, один из самых бесшумных широкофюзеляжных пассажирских лайнеров в мире. Показательный полет на A350 выполняли пилоты-испытатели компании Airbus.
Программа для всех
В пятницу авиасалон МАКС открывается для всех желающих. По оценкам компании – организатора аэровыставки, МАКС посетят около 400 тыс. человек (в 2013 году — около 340 тыс. человек, в 2011 году - более 500 тыс. человек). В дни массовых посещений будет работать расширенная программа демонстрационных полетов: они будут начинаться с 11.00 мск и длиться по шесть часов каждый день с перерывами.
Пилотажное мастерство продемонстрируют группы Военно-воздушных сил России: «Русские витязи» на самолетах Су-30 и Су-27, «Стрижи» на самолетах МиГ-29, «Соколы России» на самолетах Су-30, вертолетно-пилотажная группа «Беркуты» на вертолетах Ми-28, «Крылья Тавриды» на учебно-боевых самолетах Як-130 (выступает на МАКСе впервые).
В небо над Жуковским поднимутся также пилотажная группа ДОСААФ России «Русь» и частные авиагруппы — «Первый полет» (Россия) и Baltic Bees (Латвия) на учебных самолетах L-39. На взлетно-посадочной полосе пройдет соревнование — в сотрудничестве с японской компанией Yokohama состоится состязание самолетов и гоночных автомобилей в скорости.
Не увидят зрители только Airbus A350: новейшая разработка европейского авиастроительного концерна участвовала в показательных полетах и статистической выставке только в дни деловой программы МАКСа.
Билет для посетителей обойдется в 850 руб. Обеспечивать безопасность на МАКС-2015 будут от 3 до 4 тыс. полицейских.