Американские нефтесервисные компании вынуждены предлагать клиентам беспрецедентные скидки для сохранения доли на рынке. Крупнейшие в мире нефтесервисные компании – Schlumberger и Halliburton – готовы отказаться от авансовых платежей и предоставлять свои услуги с условием оплаты в рассрочку, пишет Reuters.
К этому их вынуждает текущая ценовая ситуация на мировом рынке нефти: за последние полтора года стоимость барреля нефти упала на 60%, до $45.
Чистая прибыль крупнейшей в мире сервисной компании в области добычи нефти и газа Schlumberger упала в первом полугодии на 34% в годовом исчислении, до $2,1 млрд. Выручка компании уменьшилась на 17%, до $19,26 млрд. Вторая крупнейшая в мире нефтесервисная компания Halliburton по итогам первого полугодия отчиталась о чистом убытке в $589 млн против прибыли в $1,4 млрд годом ранее. Выручка Halliburton за первые шесть месяцев текущего года сократилась на 15,7%, до $13 млрд.
Для оптимизации расходов обе компании уже объявили о значительном уменьшении штата сотрудников.
В текущем году Schlumberger и Halliburton сократили 27 тыс. рабочих мест.
В некоторых случаях Schlumberger и Halliburton даже готовы выступать в роли банков-кредиторов, поскольку привлечь банковское кредитование для нефтедобывающих компаний на фоне падения цен для многих игроков рынка оказалось проблематично.
Не отказываются нефтесервисные компании и принимать в качестве оплаты за свои услуги доли в добывающих предприятиях.
Как уточняет Reuters, и Schlumberger, и Halliburton готовы брать на себя первоначальные расходы по внедрению услуг на скважинах в обмен на часть добываемой нефти.
После объявления о сокращении прибыли в первом полугодии генеральный директор Halliburton Дейв Лесар заявил о том, что компания ищет новые источники получения выручки. Он отметил также, что Halliburton договорилась с инвестиционной компанией BlackRock о финансировании на сумму $500 млн, которые пойдут на «поиски дополнительных способов работы с клиентами и различные бизнес-модели».
К изменению схемы оплаты нефтесервисные компании подтолкнула не только ценовая ситуация на рынке нефти, но и желание внедрить на рынок новые технологии.
Одной из таких услуг является рефрекинг, который позволяет увеличить отдачу уже существующих скважин. Это позволяет нефтяникам отказаться от бурения новых скважин, при этом увеличивая объем добычи на старых.
Рефрекинг заключается в многостадийном гидроразрыве пласта для добычи сланцевой нефти путем нагнетания в скважину смеси из воды, песка и химикатов под высоким давлением. Если бурение новой скважины обходится в среднем в $8 млн, то рефрекинг стоит около $2 млн, отмечает издание Bloomberg.
Несмотря на значительную финансовую экономию благодаря рефрекингу, отношение к этой услуге среди нефтяников неоднозначное.
Если нефтедобывающие корпорации Chesapeake Energy и Devon Energy заявляют, что довольны результатами использования рефрекинга, то их конкуренты — EOG Resources и Anadarko Petroleum – считают, что технология рефрекинга требует доработки.
Многие нефтедобытчики опасаются и новых моделей финансирования, которые предлагаются нефтесервисными компаниями. Так, в Devon Energy заявили, что не имеют в планах прибегать к новым схемам финансирования.
Нефтяники пока не готовы делиться добычей и расплачиваться за услуги нефтесервисных компаний долями в своем бизнесе. «Такая ситуация отражает то, хотят ли нефтяные компании оставить большую часть доходов себе или готовы переложить все риски на нас, но при этом и поделиться с нами прибылью в большем размере, чем раньше», — отметил глава Schlumberger Пол Кибсгаард.