«Рекомендовать советам потребителей определить перечень работ, требующих привлечения субъектами естественных монополий по запросу советов потребителей сторонних специалистов, деятельность которых осуществляется на платной основе. Подготовить предложения по определению единых подходов к финансированию данных работ со стороны субъектов естественных монополий», — говорится в проекте протокола.
Сроком исполнения рекомендации указано 30 июня текущего года. Согласно документу, на совещании присутствовали представители советов потребителей по вопросам деятельности «Газпрома», «Росморпорта», «Россетей», РЖД и других.
Советы потребителей по вопросам деятельности естественных монополий — это совещательно-консультационные органы при отраслевых правительственных комиссиях, создаются согласно распоряжению правительства от 19 сентября 2013 года. Основной целью их создания было повышение прозрачности и подконтрольности естественных монополий.
«Идея создания советов потребителей вполне разумная, она позволяет сэкономить огромное количество средств, которые естественные монополии могут потратить на ту или иную инициативу. А потом в случае, если она окажется неудачной, последствия ее реализации придется оплачивать в виде тарифов», — говорит Анастасия Алехнович, руководитель экспертного центра при уполномоченном при президенте РФ по защите прав предпринимателей.
По ее мнению, перед тем, как реализовывать очередной крупномасштабный проект, естественным монополиям надо провести профессиональную экспертизу: проверить состояние сетей, уровень развития региона. Все это огромные деньги.
«Так что мысль правильная, но есть один вопрос: насколько независимы будут эти специалисты от самих естественных монополий, которые будут оплачивать исследования за свой счет? И он пока не решен. Ключевой момент во взаимодействии советов потребителей и представителей естественных монополий — обеспечить формат, по которому будет проводиться отбор таких специалистов», — подчеркивает Алехнович.
По мнению Алексея Петропольского, гендиректора юридической компании Urvista, в такие советы зачастую попадают бывшие сотрудники естественных монополий, и тогда ни о какой объективности таких рекомендаций говорить нельзя. «Каких специалистов будут нанимать советы, по каким критериям, абсолютно неясно, а денег потребуется немало, и, если не будет механизма отчетности, мы так и не узнаем, куда пошли эти средства», — говорит эксперт.
В качестве примера Петропольский приводит историю с отменой электричек по всей стране. По его словам, отмена электропоездов обсуждалась не только внутри РЖД, но и в СМИ. Причем многие участники дискуссии были против этой инициативы. Однако она прошла, и только личное вмешательство Путина стабилизировало ситуацию в стране.
«Единственный плюс советов потребителей — что они созданы по инициативе федеральной власти и есть шанс, что к их мнению все-таки будут прислушиваться», — резюмирует Петропольский.