Пик отмены рейсов в Россию пришелся на зимний период, который, за исключением новогодних каникул, считается наименее прибыльным у авиакомпаний. Так, финский авиаперевозчик Finnair отменил рейсы из Хельсинки в Нижний Новгород и Самару. На фоне кризиса рейсы из Москвы в Бангкок отменила Thai Airways. Израильская El Al отказалась от полетов из Санкт-Петербурга в Тель-Авив, французская Aigle Azur ушла с направления Москва — Париж. Дочерняя авиакомпания немецкого лоукостера AirBerlin, Niki, больше не выполняет рейсы из Москвы в Вену. С июня 2015 года приостанавливает полеты из Москвы в Гонконг авиакомпания Cathay Pacific Airways, объясняя свое решение «коммерческими причинами».
Сократить частоту полетов решили низкобюджетные Wizzair и EasyJet, а также авиакомпания SAS. Количество перелетов в Венгрию, Великобританию, Данию и Швецию было уменьшено. Сократить рейсы в Москву и уменьшить борт на направлении решил и арабский авиаперевозчик Etihad Airways.
Авиакомпания Lufthansa из-за экономического спада и снижения спроса на международные перелеты приостанавливает полетную программу в Самару, Нижний Новгород и в московский аэропорт Внуково, ограничившись полетами в Домодедово и Санкт-Петербург. С декабря прекратит полеты из Москвы в Нью-Йорк американская Delta Airlines, объясняя свое решение общей сменой стратегии и подорожавшим на мировых рынках долларом.
Уход иностранных авиакомпаний создает потенциал импортозамещения в первую очередь на международных направлениях. Подорожавший доллар сделал некоторые предложения отечественных авиаперевозчиков более выгодными в ценовом отношении, чем у их иностранных конкурентов. Речь идет прежде всего о подорожавших в рублевом выражении ценах на трансатлантические и в целом дальнемагистральные перелеты.
В частности, после ухода с маршрута Москва — Нью-Йорк американской Delta Airlines пассажиры, не желающие тратить время на транзитные перелеты, будут выбирать между двумя российскими авиакомпаниями — «Аэрофлотом» и «Трансаэро». В настоящее время наиболее выгодные тарифы на данном маршруте предлагает авиакомпания «Трансаэро»: в феврале 2016 года цены на билет Москва — Нью-Йорк — Москва начинаются от 16,3 тыс. руб. с учетом сборов.
Подешевевшая российская валюта может сделать российские авиакомпании выгодными и для иностранных транзитных пассажиров. Некоторые крупные игроки отечественной авиаотрасли уже отмечают растущий спрос на транзитные перевозки.
Так, по данным «Аэрофлота», по итогам 2014 года доля транзита на рейсах увеличилась с 35 до 39,2%. Рост иностранных пассажиров, предпочитающих лететь транзитом через российские города, заметили и в «Трансаэро». Увеличение транзита обеспечили в основном пассажиры из азиатских государств, путешествующие в Северную Америку, сообщили «Газете.Ru» в пресс-службе авиаперевозчика.
«Если кто и выиграет от такого перераспределения сил, так это те авиакомпании, которые выполняют стыковочные перевозки из российских городов через Москву, а в нынешних условиях любая копейка не будет лишней», — уверен главный редактор «Авиапорта» Олег Пантелеев. Уход зарубежных конкурентов позволит российским авиаперевозчикам увеличить занятость кресел на рейсах. Впрочем, говорить о том, что отрасль от убытков сможет перейти к прибыли, не приходится, добавляет Пантелеев.