Последствием нестабильной ситуации в российской экономике стала всеобщая тенденция к сбережению средств. Причем экономия затрагивает не только непродовольственные товары, но и продуктовый сегмент. Это видно из финансовых отчетностей российских ритейлеров. К примеру, в 2015 году по результатам первого квартала средний чек в «Магните» вырос на 14%, в X5 — на 11,9%, в ГК «Дикси» — на 11,5%, в «Ленте» — на 6,7%. Для сравнения, в апреле 2015 года по сравнению с аналогичным показателем 2014-го официальная продуктовая инфляция составила 21,9%.
По данным Росстата, продукты питания (без учета алкогольных и безалкогольных напитков) в России за пять месяцев, с декабря 2014 года по апрель 2015-го, дорожали в 11 раз быстрее, чем в Евросоюзе.
Российская продуктовая инфляция за данный период составила 12,2% по сравнению с европейской в 1,1%, причем в отдельных странах продовольствие даже дешевело. С учетом алкогольной и безалкогольной продукции разница в показателях еще больше — 12,9% в России против 1,2% в ЕС.
Поэтому подобные темпы роста цен заставляют потребителей больше задумываться над своими затратами на еду. Как следует из недавнего исследования международной аналитической компании Nielsen, 44% россиян сократили потребление продуктов питания и товаров повседневного спроса в среднем на 24%. «Мы наблюдаем, как покупатель становится все более бережливым, все тщательнее ищет пути сэкономить, все пристальнее смотрит на цены», — комментирует Илона Лепп, коммерческий директор Nielsen Россия.
Весной, по данным аналитиков, россияне продолжили сокращать покупки продуктов не первой необходимости, в особенности премиального алкоголя, а также чипсов и других снеков. Почти половина россиян стала сокращать покупку шоколада, фруктовых соков, свежих фруктов и овощей, мясных продуктов. 48% потребителей заявили, что стали приобретать меньше сыра, более трети заявили о сокращении потребления молочной продукции.
Тем не менее несмотря на кризис кардинально менять состав продуктовой корзины россияне пока не стали. За первые пять месяцев года наиболее популярные категории товаров в разных регионах не изменились, рассказали «Газете.Ru» представители ГК «Дикси».
«Сегодня действительно можно отметить, что в покупательской корзине стало чуть больше более дешевых продуктов», — сообщили изданию представители сетевика. По информации ритейлера, отмечается и небольшое снижение спроса в категориях «гастрономия-бакалея», в то время как спрос на овощи и фрукты, напротив, растет. «Кроме того, мы наблюдаем сезонные изменения в покупательских предпочтениях, т.е. есть смещение спроса между категориями, однако тренда к изменениям традиционного набора популярных продуктов они не демонстрируют», — добавили в компании.
Интересно, что, несмотря на то что стандартная потребительская корзина по категориям почти не поменялась, ее наполнение разнится в зависимости от региона.
Согласно исследованию ритейлера, проводимому с января в Москве, Санкт-Петербурге и Центральном, Северо-Западном, Приволжском и Уральском федеральных округах, где присутствуют магазины компании, везде в категории свежих фруктов по предпочтению потребителей лидируют яблоки — на них приходится до 45% от всего объема продаж фруктовой продукции. Впрочем, наиболее популярный сорт яблок различается в зависимости от региона: в Москве, Калуге, Туле и Челябинске из шести наименований выбирают яблоки кисло-сладких сортов, а в Ярославле и Твери большей популярностью пользуются сладкие плоды.
В Москве и Петербурге в кризис не отказались от сладкой газировки — этот товар является самым популярным в категории безалкогольных напитков, в то время как, например, в Челябинске лидерские позиции занимают фруктовые соки и нектары.
В качестве десерта к чаю покупатели Москвы, Рязани, Ярославля и Твери выбирают классическое печенье, козинаки и пряники, жители Санкт-Петербурга, Карелии и Мурманска вместо пряников предпочитают мягкие вафли, а челябинцы — халву.
Жителей столиц и регионов различает и выбор зелени. «Очевидными лидерами рейтинга во всех городах являются зеленый лук, укроп и петрушка, а вот стебли сельдерея кладут в корзину только в Москве и Санкт-Петербурге», — комментирует исследование ритейлер.
Но есть категории, которые остаются постоянными в каждом регионе России.
В числе непреходящей классики — черный чай, занимающий долю около 80% от всего реализованного чая, и гречка, на которую приходится каждый третий проданный пакет крупы.
Также россияне остаются верны майонезу — самому популярному соусу (его доля продаж среди всех соусов составляет 40%) и растворимому кофе (также составляющему 40% от общих продаж кофе). Самой популярной консервированной рыбой остается сайра с долей в объеме продаж около трети. В то же время в категории молочных продуктов в каждом из регионов наибольшей популярностью пользуются товары, произведенные местными производителями.