Для продвижения на азиатском рынке российского ближнемагистрального пассажирского самолета Sukhoi Superjet 100 (SSJ-100) планируется создать российско-китайскую лизинговую компанию. Об этом «Газете.Ru» рассказали два источника, знакомые с деталями готовящейся сделки.
В подписании договора, как ожидается, будут участвовать представители Объединенной авиастроительной компании (ОАК), «Гражданских самолетов Сухого» (ГСС), Российско-китайского инвестиционного фонда (РКИФ), Комитета по управлению Новой области Сисянь и китайской лизинговой New Century International Leasing.
Официальные представители ОАК, ГСС и РКИФ от комментариев отказались.
По данным собеседников «Газеты.Ru», с помощью совместного предприятия планируется реализовать в течение трех лет около 100 самолетов SSJ-100. Учитывая, что приблизительная каталожная стоимость воздушного судна составляет около $36 млн, общая сумма сделок может достигать $3,5 млрд.
Совместная лизинговая компания будет заниматься продвижением российского самолета не только на китайском, но и в целом на азиатском рынке, который оценивается как перспективный для продаж SSJ-100. В октябре прошлого года Минпромторг сообщал, что Россия намерена заключить контракты на поставку в Индонезию до 15 самолетов Sukhoi Superjet 100 в течение трех лет.
Ближнемагистральный Sukhoi Superjet 100, рассчитанный на перевозку до 100 пассажиров на расстояние до 4400 км, является чуть ли не единственным российским проектом гражданского самолета, дошедшим до стадии коммерческой эксплуатации. При этом некоторые детали лайнера, включая двигатели, разрабатывались и закупались у иностранных производителей авиатехники. В итоге доля импортных комплектующих в сборке превысила 60%.
Крупнейшим эксплуатантом Sukhoi Superjet 100 в России является авиакомпания «Аэрофлот». Среди других заказчиков SSJ-100 значатся «Газпром авиа» (8 машин), авиакомпания «Якутия», МВД России, а также Red Wings. Самый крупный зарубежный заказчик SSJ-100 — мексиканская авиакомпания Interjet, в ее авиапарке уже находятся 14 ВС этого типа.
Когда финансы поют
Тем временем по итогам 2014 года финансовое состояние ГСС ухудшилось на фоне экономической ситуации и сложностей, связанных с введением антироссийских санкций со стороны западных стран. Чистый убыток ГСС по МСФО вырос в 2014 году на 10,13% по сравнению с предыдущим годом и составил 8,59 млрд руб. Отрицательные финансовые результаты компания объясняла невыполнением группой плана продаж ВС на российском и международном рынках, а также реализацией «заведомо убыточных контрактов». Себестоимость продукции за отчетный период выросла на 39,03%, до 27,4 млрд руб.
В 2014 году заказчикам было передано 27 самолетов Sukhoi Superjet 100 (SSJ-100), девять из которых пошли на экспорт. В этом году ожидается производство примерно 44 самолетов, по крайней мере, об уровне производства не менее прошлогоднего (то есть не менее 37 ВС) говорил премьер Дмитрий Медведев на совещании по развитию Дальнего Востока в апреле.
Для поддержки отечественной авиаотрасли власти намерены докапитализировать ОАК, в состав которой частично входит ГСС, на 100 млрд руб., о чем в конце марта заявил президент России Владимир Путин. Кроме этого, планируется выделить из федерального бюджета около 27 млрд руб. для поддержки лизинговых компаний, работающих с ГСС.
Главное – действовать быстро
У российского авиапроизводителя есть шансы реализовать намеченный план продаж с помощью совместного с Китаем лизингового предприятия, считают эксперты. «Оставшиеся три года – это как раз тот временной промежуток, когда на рынке не будет новых самолетов от основных конкурентов SSJ-100», — сказал «Газете.Ru» главред авиационного портала «Авиапорт» Олег Пантелеев.
По его мнению, основными целевыми клиентами российско-китайской лизинговой компании станут те авиаперевозчики, которые заинтересованы в операционном лизинге, когда самолет не переходит в собственность эксплуатанта.
В этом сегменте у SSJ-100 есть определенные преимущества в том, что касается летных характеристик и комфорта, говорит эксперт.
Но к концу текущего десятилетия на авиационном рынке ожидается появление других региональных самолетов от таких производителей, как бразильская Embraer и японская Mitsubishi, которые, как заявляется производителями, будут обладать высокими показателями топливной эффективности, превосходящими российский Superjet в том виде, в каком он существует в настоящее время.
Авиаперевозчики, ориентированные на финансовый лизинг, скорее всего, предпочтут дождаться выхода на рынок новинок от этих производителей, уверен Пантелеев. Для того чтобы побороться за этих клиентов, ГСС надо будет представить новый план развития самолета: новый двигатель, крыло и авионику, отмечает Пантелеев.