«Газпром» будет строить в Греции инфраструктуру для газопровода «Турецкий поток», сообщила российская монополия во вторник. Это итог переговоров главы «Газпрома» Алексея Миллера и премьер-министра Греции Алексиса Ципраса. А кроме того, Греции гарантировано не менее 47 млрд кубометров транзита ежегодно.
Транзитные гарантии могут стать для Греции «обеспечением для привлечения внешнего финансирования для реализации других проектов», говорится в релизе российской компании.
Речь идет о продолжении «Турецкого потока», который стал альтернативой отмененному «Южному потоку». «Южный поток», настаивала Еврокомиссия, не соответствовал антимонопольному законодательству Евросоюза, по которому одна и та же компания не может владеть транспортными мощностями и поставлять по ним энергоресурсы (Третий энергетический пакет ЕС). В итоге «Газпром» в начале декабря 2014 года заявил о своем отказе от ЮП, но договорился с Турцией о строительстве трубы аналогичной мощности (63 млрд кубометров в год), которая пройдет через Черное море и турецкую территорию до турецко-греческой границы. И здесь возникла сложность — в Европе, и в первую очередь в Греции, нет необходимой инфраструктуры для приема газа из «Турецкого потока».
Строить новую трубу в Греции будут за счет российско-европейского консорциума, договорились во вторник Миллер и Ципрас. Бюджет проекта оценивается в €2 млрд.
Подписание соглашения, которого ждали от визита Миллера в Грецию, не состоялось. Стороны планируют подписать меморандум в ближайшее время, заверил министр энергетики Греции Панайотис Лафазанис. По словам министра, Греция заинтересована в газопроводе, так как получит от него «большую выгоду».
Как сообщало немецкое издание Spiegel-Online со ссылкой на высокопоставленного греческого чиновника, в соглашении также может пойти речь о выделении российской стороной аванса за будущий транзит газа от €3 млрд до €5 млрд.
В релизе не уточняется, кто войдет в состав консорциума, однако Алексей Миллер отмечал, что ряд европейских компаний проявляют интерес к проекту.
Доставить газ дальше в Европу можно двумя способами, говорит глава Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Константин Симонов: маршрут до границы с Македонией и далее через Сербию и Венгрию до газового хаба в австрийском Баумгартене. «И более реальный вариант — частичная реанимация проекта газопровода ITGI (Интерконнектор Турция — Греция — Италия, от которого отказались еще в 2012 году) — через Италию и далее до того же Баумгартена, — рассказывает эксперт. — Причем здесь уже есть готовый акционер — Edison (итальянская «дочка» французской Electricite de France, именно она с самого начала занималась ITGI)».
Ранее в ITGI также принимала участие греческая DEPA. Сейчас, при условии возрождения проекта, по словам Симонова, им могут заинтересоваться бывшие участники «Южного потока» — та же EDF, итальянская Eni и германская Wintershall.
Проблема в статусе «Газпрома» в консорциуме, так как акционером он выступать не может — все из-за того же Третьего энергопакета. А Миллер особо подчеркнул, что проект в Греции будет реализован в полном соответствии с европейским законодательством.
«Газпром» может выступить в качестве кредитора. «Причем не исключено, что именно «Газпром» будет полностью финансировать не только греческую инфраструктуру, но и дальнейшую прокладку в странах Европы», — предупреждает глава ФНЭБа.
Пока дальнейший маршрут не определен, сложно оценить возможные затраты. Деньги у «Газпрома» есть: из отчета по МСФО за девять месяцев (годовой еще не публиковался) следует, что только по итогам трех кварталов на счетах «Газпрома» находилось около $19 млрд. Кроме того, всегда есть возможность привлечь займы. Сложностей с этим у компании возникнуть не должно, учитывая низкий уровень долговой нагрузки «Газпрома».
Россия берет строительство под контроль, поскольку в 2019 году истекает транзитный договор с Украиной, а продлевать его Москва не будет принципиально ни при каких условиях.
«Евросоюз заинтересован в том, чтобы транспортировка российского газа осуществлялась через Украину, ведь в этом случае Россия фактически будет ее финансировать долгие годы, — комментирует аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов. — ЕС старается всячески заблокировать альтернативные направления, в том числе не хочет ничего строить. Соответственно, России приходится идти на серьезные уступки Греции и Турции.
Лукашов отмечает, что при участии в строительстве греческой инфраструктуры самих греков «Газпрому» целесообразно было финансировать проект в кредит под будущие транзитные платежи.