Россия заявляет, что Евросоюз целенаправленно и в одностороннем порядке переносит все риски при поставках газа на поставщика. Об этом заявил в понедельник глава «Газпрома» Алексей Миллер. По его словам, при переходе от старой модели европейской энергетической безопасности к новой (в первую очередь речь идет о все большем переходе от долгосрочных контрактов к разовым) произошел дисбаланс между рисками, которые всегда распределялись между поставщиком и потребителем. Теперь же поставщик принимает на себя все риски: ценовые, транзитные, регуляторные, риски спроса.
«Возникает вопрос: кто вообще за это платит? — говорит глава российской монополии. — Ответ: за это платит «Газпром», потому что мы несем условно постоянные затраты на содержание этих мощностей. Объем этих мощностей на сегодняшний день колоссальный».
По словам Миллера, возможности «Газпрома» в добыче составляют 617 млрд куб. м газа в год. Но в 2014 году производство газа составило лишь 444 млрд куб. м.
«Что это значит? Это значит, что мы вот так вот, в один щелчок, можем просто-напросто удвоить объемы экспорта российского газа в Европу», — сказал Миллер.
В прошлом году «Газпром» экспортировал в Европу 146,6 млрд куб. м, и по прогнозу российского Минэкономразвития, в 2015 году эти цифры снизятся до 127,3 млрд куб. м. Если Европа в крупных объемах не нуждается, предупредил Миллер, то Россия может перенаправить газовые потоки на Азию.
Основным посланием выступления Миллера является желание четко показать Европе: после 2019 года, когда истечет транзитный контракт с Украиной, поставок через украинскую территорию не будет, считает глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. А значит, европейцам надо начинать строить инфраструктуру для приема газа по трубопроводу «Турецкий поток».
«ЕС явно рассчитывает на то, что можно ничего не строить, а к 2020 году «Газпром» будет вынужден продлить контракт с Украиной, — говорит Симонов. — Однако и Миллер, и также выступавший на конференции глава российского Минэнерго Александр Новак ясно дали понять: украинскому транзиту приходит конец».
«Ключевыми словами Миллера является фраза «Мы можем взять паузу», — считает глава ФНЭБ. — Это прямой намек на то, что «Газпром» готов терять деньги от недопоставок в Европу, но к украинскому транзиту не вернется».
Кстати, Миллер также отметил, что торпедирование проекта «Южный поток» (именно его должна заменить труба через Турцию), который фактически похоронила Еврокомиссия, было направлено именно на сохранение поставок через Украину. «Тот, кто думает иначе, глубоко заблуждается», — подчеркнул глава «Газпрома».
2020 год должен стать переломным. Если Европа не построит необходимую инфраструктуру, другого газа, кроме российского, в этот период в ЕС просто не будет, считает Симонов. Азербайджан, который обещал обеспечить поставки 10 млрд куб. м в год, к 2020 году их только начнет, а на проектный уровень они выйдут не ранее 2025 года.
Европа в последние годы вообще снижает потребление газа, и спрос на него напрямую зависит от погодных условий, отмечает глава East European Gas Analysis Михаил Корчемкин. Что же касается транзита, эксперт уверен, что Москва все же надеется сохранить украинский маршрут. Корчемкин указывает, что боевые действия на Украине «благоразумно не затрагивают» трассы основных транзитных газопроводов.
«Кроме того, убедить итальянцев в необходимости строительства «Турецкого потока» (речь идет об участке трубы от Турции до Италии) «Газпром» просто не успеет, — говорит эксперт. — А без участия Италии — одного из крупнейших потребителей российского газа на юге Европы — проект не имеет смысла».