Российская телекоммуникационная компания «Ростелеком» разработала собственные требования для отечественных производителей ПО. Об этом во вторник в рамках конференции «Как стать поставщиком «Ростелекома» рассказал старший вице-президент компании Александр Цейтлин.
По его словам, из-за особенностей своей деятельности компания планирует ужесточить критерии Минпромторга по определению отечественного производителя софта и закупкам оборудования.
Имеющийся в распоряжении «Газеты.Ru» список критериев «Ростелекома» предлагает считать компанию — производителя ПО российской, только если ее юрлица зарегистрированы в российской юрисдикции, а ее собственники — граждане России. Кроме того, ключевые производственные процессы также должны происходить на российской территории, а права на интеллектуальную собственность — в обязательном порядке принадлежать самой компании.
Однако наиболее суровым стало требование осуществлять тестирование, сборку, адаптацию и сервисное сопровождение продукта исключительно силами отечественных программистов.
Совместно разработанное Минпромторгом, Минкомсвязи и профильными IT-ассоциациями АРПП «Отечественный софт», РУССОФТ, РАСПО, АПЭАП определение производителя отечественного софта отличается куда менее жесткими требованиями. В частности, российским гражданам или юрлицам может принадлежать лишь 51% уставного капитала компании, а доступ иностранных программистов к разработке и внедрению ПО никак не ограничивается.
«Предложение «Ростелекома» пока воспринимается с иронией, ведь компания является одним из крупнейших в России потребителей западного софта, в особенности продуктов компании Oracle. На их базе, в частности, реализовано большинство автоматизированных систем управления предприятиями компании. Доля же закупок отечественного ПО у оператора не превышает 5%», — рассказал «Газете.Ru» ответственный секретарь комиссии Государственной думы по развитию стратегических информационных систем Андрей Черногоров.
По его словам, ежегодный бюджет закупок «Ростелекома» составляет несколько десятков миллиардов рублей, которые практически не достаются российским игрокам рынка. В то же время президент компании Сергей Калугин в середине марта заявил, что доля российского оборудования в объеме закупок на 2015 год достигла 30%.
Отметим, что Цейтлин уже назвал список критериев «Ростелекома» предварительным документом, поскольку он был разработан техническими специалистами без участия юристов.
Кроме того, вице-президент компании вслед за министром связи Николаем Никифоровым отверг идею тотального импортозамещения ПО.
По его словам, доля отечественного софта должна составить 30–40%. «Это достаточная база, имея которую, при драматическом развитии внешнеполитической ситуации, можно заместить и все остальное», — считает Цейтлин. В то же время, по его словам, 60–70% импортных решений задают российским поставщикам необходимый уровень качества.
В качестве примера Цейтлин привел ситуацию с закупками «Ростелекомом» абонентского оборудования, где в тендерах на равных участвуют и европейские, и американские, и китайские, и корейские, и российские производители.
«В современных рыночных условиях тотальное импортозамещение действительно невозможно. Более того, заявленная вице-президентом «Ростелекома» цифра в 40% также выглядит весьма оптимистичной.
Скорее всего, реальное число внедренных отечественных продуктов будет в разы ниже. Однако столь громкие заявления Цейтлина могут свидетельствовать о будущей смене ряда поставщиков и возможной корректировке внутренней политики компании», — рассказал «Газете.Ru» главный аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций Карен Казарян.
В то же время «Ростелеком» поддерживает идею преференций для отечественных разработчиков ПО. Соответствующий проект постановления правительства сегодня находится на стадии общественного обсуждения. Согласно тексту документа, госзаказчики будут обязаны отдавать предпочтения российским разработкам или обосновывать в документации о закупке необходимость приобретения иностранного ПО. При этом отечественные производители софта будут включены в специальный реестр. Кроме того, в середине марта Никифоров предложил требовать с иностранных поставщиков обязательных гарантий работы их продуктов на всей территории РФ, включая попавший под жесткие санкции Крым.
По мнению Никифорова и Цейтлина, преференции необходимо применять там, где российские поставщики представлены в недостаточном количестве.
В масштабах страны это разработчики баз данных, облачных сервисов и операционных систем. Если же говорить о нуждах «Ростелекома», то это в первую очередь производители оборудования и поставщики DWDM-решений. Последние позволяют обеспечить многоканальную передачу трафика по одному волокну и снижают затраты на прокладку кабелей.
«Несмотря на громкие заявления, «Ростелеком» не предпринимает никаких конкретных шагов по поддержке отечественных производителей. Уже сегодня законодательная база подталкивает компании к выбору отечественного ПО, однако зачастую в «Ростелекоме» закупают иностранные продукты», — сетует Черногоров. С ним согласен и Казарян. «Пока что доля закупленных «Ростелекомом» отечественных IT-продуктов крайне небольшая. Так что оценивать инициативы компании по импортозамещению можно будет только по результатам будущих тендеров», — считает эксперт.