В 2015 году в России продолжится спад — до 3%, будет падение розничного товарооборота, а также снижение реальных заработных плат. Но в следующем году кризис закончится. Минуя стабилизацию, экономика сразу выйдет на рост. «В базовом варианте в 2016 году рост — 2,3%, в 2017–2018 годах — по 2,5%», — сообщил Улюкаев по окончании совещания президента с членами правительства.
На чем основан оптимизм Улюкаева, не очень понятно. Сам он признал, что возвращение докризисных цен на нефть в прогноз не закладывал. Нефть если и вырастет, то не сильно и не сразу. Прогноз по стоимости нефти в 2015–2018 годах выглядит, как детская считалочка. «У нас нефть по годам заложена — $50, $60, $70, $80 за баррель», — дал прогноз министр. Санкции Запада и соответственно ответное эмбарго России в прогнозе учтены. Так что это тоже не повод для оптимизма.
Кроме того, отток капитала сохранится, хотя и уменьшится. В 2015 году отток прогнозируется в $110 млрд, а к концу 2018 года он должен сократиться до $50 млрд в год, уверен Улюкаев. Несмотря на продолжение бегства капитала из России и низкую цену на нефть, рубль будет укрепляться, считает Улюкаев. Доллар в этом году будет стоить в среднем 61 рубль.
«В базовом варианте прогноза на текущий год это 61 рубль за доллар, дальше — постепенное укрепление до уровня 52–53 рублей за доллар к 2018 году», — сказал Улюкаев.
Не добавляет поводов для оптимизма и признание в том, что в текущем году будет спад розничного товарооборота и снижение реальных заработных плат населения. Но потом потребительский спрос пойдет вверх.
Следующий год будет замечателен еще и тем, что начнет сокращаться инфляция — до 12% декабрь к декабрю, и уже в начале 2016 года инфляция будет однозначной, примерно 7% с небольшим.
«Это означает, что снова позитивным становятся реальные заработные платы, розничный товарооборот, кроме того, восстанавливается инвестиционная активность», — подчеркнул министр. В 2017 году экономика России будут расти выше среднемировых темпов, то есть более 4% в год, пообещал Улюкаев
Неизвестно, как Владимир Путин отреагировал на прогноз Минэкономразвития, так как совещание проходило в закрытом режиме.
Но в открытой части Путин посоветовал членам кабинета не отказываться от амбициозных планов, касающихся темпов роста экономики. Эти планы, напомнил Путин, были поставлены в послании президента Федеральному собранию в конце прошлого года.
«Сегодня кажется, что это труднодостижимые ориентиры, но все-таки это ориентиры, которые мы не просто должны иметь в виду, а мы должны сделать все, чтобы хотя бы в среднесрочной перспективе, преодолевая трудности сегодняшнего дня, связанные с волатильностью рынков, связанные с известными деструктивными действиями наших партнеров на международной арене в области экономики, выйти на достижение как раз именно тех параметров, о которых было сказано», — напомнил Путин. В послании Путин ставил задачу добиться темпов роста российской экономики выше среднемировых в ближайшие три-четыре года.
А санкции Запада предложил считать «лишь стимулом для достижений». Так что правительство никто не освобождал от этих планов, и Улюкаев точно о них помнит.
Бывший министр финансов России Алексей Кудрин в конце марта прогнозировал выход России из экономического кризиса только через несколько лет. «Мои прогнозы таковы: 2015–2016 годы будут с отрицательным ростом экономики», — говорил Кудрин.
В среду, одновременно с прогнозом Минэкономразвития, был обнародован прогноз Всемирного банка «Начало новой экономической эры?».
В базовом сценарии ВБ предупреждает, что влияние санкций и снижение цен на нефть ($56,9 за баррель) в 2016 году сохранится, что спровоцирует продолжительную рецессию.
Всемирный банк понизил прогноз по ВВП России в 2015 году, падение составит 3,8%, в 2016 году российская экономика сократится на 0,3%. Инфляция в России, по прогнозам Всемирного банка, в 2015 году составит в среднем 16,5%, в 2016 году — 8%. В ближайшие два года продолжится сокращения потребления, уровень инвестиционного спроса будет низким, высокая инфляция, в том числе за счет повышения госрасходов в связи с выборами в Госдуму в 2016 году. Российские эксперты также не разделяют оптимизма Минэкономразвития.
«Довольно контрастно выглядит долгосрочный прогноз ускорения ВВП до более 2% в 2017–2018 годах. В условиях сохранения санкционного режима это видится чрезмерно оптимистичным, учитывая необходимость подстройки торговых отношений к случившимся внешним шокам и введенным ограничениям, переориентацию долгового рынка и сокращение ресурсов для господдержки», — отмечает Мария Помельникова, макроаналитик Райффайзенбанка.
По ее мнению, в 2016 году рост будет носить в основном характер отскока после внушительного падения экономики, ожидаемого в этом году.
Улучшение в основном может спровоцировать активизация отложенного спроса населения, разморозке которого будут способствовать замедление падения реальных зарплат на фоне снижения инфляции, а также стабилизация курса рубля. «Однако при прогнозе цены на нефть (с $50 до $60 за баррель) в 2016 году более логичным выглядели бы ожидания восстановительного роста в пределах 1%», — считает эксперт.
Главный стратег Deutsche Bank Ярослав Лисоволик также не видит оснований для роста.
«Российская экономика еще до введения санкций Запада и относительно высокой нефти, более $80 за баррель, пару лет болталась возле ноля. За счет чего начнется рост, не очень понятно», — говорит Лисоволик.
Оптимизм Улюкаева, однако, может быть основан на том, что внешнеэкономический фон улучшается. Восстановление роста заметно не только в США, но и в еврозоне. Есть признаки некоторой стабилизации в России. «Отток капитала все еще велик, но, похоже, он стабилизируется. Если тренд закрепится, то начнется рост инвестиций, и эти факторы будут способствовать укреплению рубля», — надеется Лисоволик.