Потребление достигло предела
По итогам первого квартала эксперты, опрошенные «Газетой.Ru», ожидают спада в российской экономике. Разброс оценок значительный, от 1 до 4% ВВП.
«Мы ожидаем спад ВВП на 2,5%, что и укладывается в текущие оценки Минэкономразвития, и согласуется с динамикой индекса деловой активности (PMI)», — прогнозирует главный экономист банка ING по России и СНГ Дмитрий Полевой.
По мнению Полевого, одна из основных причин падения экономики — сокращение внутреннего спроса.
На эту же причину указывает главный экономист Райффайзенбанка Мария Помельникова. По ее словам, после ажиотажного спроса в декабре в январе и феврале покупательская активность резко спала. В январе оборот розничной торговли сократился на внушительные 4,4%. Это было первое падение продаж, наблюдаемое с 2009 года. Произошло оно в основном из-за сокращения непродовольственных продаж (минус 3,5% год к году), в то время как снижение продуктовых покупок продолжается уже десять месяцев подряд.
Эти же тенденции сохранились в феврале и марте. Судя по динамике реальных доходов населения, которая также значительно ухудшилась, возможности для поддержания прежней потребительской активности в ближайшие месяцы не остается, отмечает Помельникова.
Прогноз Райффайзенбанка на первый квартал — снижение на 4% по сравнению с аналогичным показателем прошлого года. В первом квартале 2014 года ВВП РФ вырос на 0,9%.
Первые месяцы текущего года продемонстрировали, что покупательная способность населения действительно достигла предела, резюмирует советник по экономическим вопросам брокерского дома «Открытие» Сергей Хестанов. По его оценке, в первом квартале стоит ожидать рецессии в пределах 1%.
Квартальный прогноз банка HSBC — экономика России сократится на 1,5%, если совокупный индекс PMI останется на январском уровне в феврале и марте.
Деловая активность российского сектора услуг, выраженная в индексе PMI HSBC, снизилась с 43,9 пункта в январе до 41,3 пункта в феврале. Мартовского показателя индекса пока нет. Значение показателя выше 50 пунктов указывает на рост деловой активности, а ниже этого уровня — на ее снижение.
Комментируя итоги двух месяцев, Александр Морозов, главный экономист HSBC по России и странам СНГ, отмечает, что спад промпроизводства и объемов предоставления услуг усилился и стал охватывать большее количество подотраслей. По этой причине оптимизма для прогнозов эксперт не испытывает. Впрочем, нынешний спад в экономике является более плавным, чем в кризис 2008–2009 годов. Дальнейшее падение или, наоборот, восстановление цен на нефть может изменить этот прогноз в худшую или лучшую сторону.
Бизнес боится, ЦБ не решается
Значительный вклад в ухудшение экономической ситуации в последние месяцы вносит снижение инвестиционной активности, а также политика ЦБ по сдерживанию инфляции, отмечают эксперты.
Инвестиции снижаются в добыче полезных ископаемых, не связанных с ТЭК, в металлургии, капитальном строительстве и финансовом сегменте, отмечают в Райффайзенбанке. При этом имеются признаки импортозамещения в производстве мяса и мясных изделий, сыров, а также в текстильном производстве. Однако нужно признать, что общие показатели пищевой и легкой промышленности в целом какого-либо выраженного улучшения еще не демонстрируют. «На этом фоне мы сохраняем наши ожидания по сокращению инвестиций в основной капитал в 2015 году на 8%», — говорит Помельникова.
13 марта Банк России принял решение о снижении ключевой ставки на 1 п.п., с 15 до 14%. В комментарии к этому решению указывается, что причиной смягчения денежно-кредитной политики стало смещение баланса рисков в сторону «более значительного охлаждения экономики».
«Иначе говоря, ставка была снижена, чтобы оказать поддержку экономическому росту или, вернее, смягчить рецессию. Однако снижение ставки на 1 п.п. не окажет значительного влияния на экономическую активность. На наш взгляд, решение ЦБ РФ следует интерпретировать как стремление сохранить статус-кво», — пишут в мартовском обзоре эксперты РАНХиГС и Института Гайдара Евгений Горюнов и Павел Трунин. Но по их мнению, «попытка избежать рецессии за счет денежного смягчения была бы ошибкой, поскольку с высокой вероятностью привела бы к многолетней стагфляции».
ЦБ ранее прогнозировал ВВП в первом квартале на уровне минус 0,7% год к году. Эта оценка «была сильно пересмотрена вниз», отмечала первый зампред ЦБ Ксения Юдаева.
Экономика замедляется, ожидания улучшаются
Эксперты расходятся в оценке того, как будет развиваться экономика во втором и третьем кварталах и в целом по году. ING-банк ожидает углубления спада ВВП в следующие месяцы до 4–5%, а в целом по году — до 3,9%.
Многое будет зависеть от стоимости нефти, добавляет Помельникова. Прогноз Райффайзенбанка по нефти на 2015 год остается неизменным — $60 за баррель. Соответственно, рецессия продолжится примерно в пределах, наметившихся в первом квартале.
Но прогноз на следующий год может быть все-таки пересмотрен и оказаться лучше ожиданий. «Рецессия в 2016 году продолжится, но мы смягчили свой прогноз с минус 2% ВВП до минус 0,5%. Сам факт улучшения ожиданий дает толчок к экономическому росту», — отмечает Помельникова из Райффайзенбанка.
ВВП по осени считают
По мнению Хестанова из «Открытия», сейчас любой прогноз весьма условен. «Дело в том, именно в эти месяцы бизнес и граждане проходят адаптацию к новым реалиям. Расходы сокращаются, все выжидают. Ждут, что будет с ценами на нефть и с геополитикой», — говорит Хестанов, добавляя, что этот период неопределенности и выжиданий будет длиться еще два-три месяца. А полноценные прогнозы возможны лишь в ситуации относительной стабильности и предсказуемости на рынках.
«Летом вмешается сезонный фактор, новая выжидательная позиция. Думаю, реальные прогнозы возможны не раньше осени», — говорит Хестанов.
Замглавы Минэкономразвития Алексей Ведев ранее также называл нынешнюю ситуацию «полной неопределенностью». «Сейчас даже год проще оценить, чем первый квартал, потому что очень много негативных эффектов должно сказаться. На основании результатов первого квартала в апреле мы пересмотрим прогноз (динамики экономики) на 2015 год», — отметил Ведев.
Он добавил, что сейчас, в рамках нынешнего тренда нефтяных цен, «просто невозможно оценить параметры для прогноза».
Прогнозы экспертов близки к официальным оценкам. Напомним, что, согласно официальному прогнозу Минфина, спад ВВП в 2015 году составит 3%.
Наибольший спад будет в первом квартале этого года, затем ситуация начнет улучшаться и в третьем квартале спад может прекратиться, сообщал на прошлой неделе замминистра финансов Максим Орешкин.
«Самая плохая квартальная динамика будет в первом квартале этого года, а потом ситуация начнет постепенно исправляться. Во втором квартале мы, скорее всего, тоже получим минус, но он будет уже меньшим, чем в начале года», —
сказал Орешкин, подчеркнув, что речь идет о поквартальном сравнении показателей.
«Не исключаем, что рецессия закончится уже в третьем квартале», — добавил Орешкин.
Пройден или нет пик кризиса — неизвестно, признал в понедельник в интервью «России 24» первый вице-премьер Игорь Шувалов.
«Думаю, правы те специалисты, которые считают, что определенный экономический рост мы будем наблюдать на стыке 2015–2016 годов. Скорее всего, это 2016 год», —
сказал Шувалов. Ранее первый вице-премьер неоднократно сетовал на то, что после того, как была пройдена острая фаза предыдущего кризиса (2008–2009), власти утратили мотивацию к структурным реформам в экономике.