Фонд развития моногородов выделит первым регионам 4,4 млрд руб. в период с 2015 по 2017 год. Соответствующие генеральные соглашения подписаны с правительствами Свердловской, Кемеровской областей, Хабаровским краем и Республикой Чувашия. Объем выделяемых на каждый моногород в период с 2015 по 2017 год средств распределился следующим образом: Краснотурьинск (Свердловская область) – 1,5 млрд руб., Анжеро-Судженск (Кемеровская область) – 1,1 млрд руб., Юрга (Кемеровская область) – 0,4 млрд руб., Канаш (Республика Чувашия) – 0,6 млрд руб., Чегдомын (Хабаровский край) – 0,8 млрд руб.
Соглашения предусматривают совместную работу сторон над созданием новых рабочих мест, не связанных с деятельностью градообразующих предприятий, строительством или реконструкцией инфраструктуры, необходимой для привлечения в моногорода инвестиций, формированием управленческих команд и другие мероприятия. Принятые меры должны обеспечить стабильность социально-экономического положения поселений, обезопасив их от проблем действующих градообразующих предприятий.
По словам генерального директора ФРМ Дмитрия Скриванова, «с октября эксперты ФРМ изучили промплощадки и индустриальные парки в моногородах Карелии, Чувашии, Свердловской и Кемеровской областях, Хабаровском крае, всего было проанализировано 16 инфраструктурных и 39 новых инвестиционных проектов, планируемых в моногородах». «Теперь мы готовы приступить к непосредственной работе в регионах», - констатирует глава ФРМ.
Скриванов отмечает, что для фонда важно «оказать содействие и поддержку моногородам, сделать так, чтобы люди хотели в них жить и работать».Фонд развития моногородов, созданный в 2014 году в рамках реализации поручений майских указов Владимира Путина, должен помочь решить проблемы моногородов. Ему было обещано 29,6 млрд руб. из бюджета.
В конце 2014 года в ФРМ направили 3 млрд руб., всего в прошлом варианте бюджета на 2015 год было запланировано выделение 5 млрд руб., и по 10,8 млрд руб. на 2016 и 2017 годы.
Проблема развития моногородов особенно актуальна для России. На сегодня в стране насчитывается 313 городов с единственным градообразующим предприятием — они теперь на особом контроле правительства. Живет в этих городах в общей сложности почти столько же людей, сколько и в столице — 15 млн человек. Города разделены на три категории: наиболее сложные в социально-экономическом плане (75 моногородов), с рисками ухудшения положения (149) и стабильные (89).
Наибольшую опасность, грозящую перерасти в социальный взрыв, представляют из себя моногорода, в которых градообразующее предприятие принадлежит частным компаниям. В отличие от государственных предприятий, а также компаний занятых в оборонной промышленности, частные компании в условиях кризиса вынуждены идти на оптимизацию бизнеса, а значит, и сокращать производство.
В кризис 2009 года, где встали сразу три системно связанных между собой предприятия — Пикалевский глиноземный завод компании «Базэл-Цемент», «Пикалевский цемент» компании «Евроцемент груп» и «Метахим». В 2013 году моногородам вновь досталось — тот же «Русал» сократил штат Надвоиского алюминиевого комбината и прекратил производство на Богословском алюминиевом комбинате в Краснотурьинске. Всего в 2013 году «Русалу» пришлось решать вопрос занятости порядка 3 тыс. человек. По словам директора по персоналу «Русала» Олега Василевского, людей переводили на другие производства или предприятия. Объединенная металлургическая компания (ОМК) в тех же 2013–2014 годах проводила реструктуризацию на Чусовском металлургическом заводе, что тревожило жителей городка с населением 50 тыс.
Нынешний экономический кризис в России также может тяжело ударить по жизни в моногородах, отмечают эксперты. По оценке Минтруда, к концу марта число официально безработных россиян (вставших на учет на бирже труда) перевалило за 1 млн человек. В ряде моногородов уже сейчас проблемы — Дальнегорск в Приморском крае переживает вторую волну сокращения на градообразующем АО «Горно-химическая компания Бор». Кроме того, на предприятии «систематически задерживается выплата заработной платы».
Моногорода в России — проблема не сегодняшнего дня и не прошлого кризиса.
«Этой проблеме лет тридцать, — говорит ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) Игорь Поляков. — Это застарелая проблема и головная боль.Какая-нибудь Европа если и испытывала подобные проблемы — при присоединении Восточной Европы, например, не собственно с моногородами, но с сельскими поселениями, — то гораздо проще решила их благодаря своей компактности.
В России все-таки очень неоднородное социальное и экономическое пространство, а также большие расстояния».