Обострившиеся политические противоречия между Россией и США могут негативно сказаться на взаимодействии двух держав в аэрокосмической сфере.
В частности, конгресс США уже на этой неделе может приступить к рассмотрению возможного запрета на закупку российских ракетных двигателей. Подобная мера предусмотрена в законопроекте о национальной обороне США на 2015 год. Инициатором запрета выступил сенатор-республиканец Джон Маккейн, предложивший Пентагону отказаться от приобретения российских двигателей РД-180 производства НПО «Энергомаш». Кроме того, в оборонном бюджете планируется выделить дополнительные средства на разработку собственных образцов. Сотрудники аппарата конгресса позднее пояснили, что запрет на поставку российских двигателей в США связан с событиями на Украине.
«Двигатели, которые были закуплены по контракту до российского вторжения в Крым, могут быть использованы. Все закупленные после этого должны попасть под запрет», — считают американские парламентарии.
В случае принятия запрета компания United Launch Alliance (ULA) столкнется с серьезными проблемами по выводу на орбиту американских государственных спутников. Совместное предприятие Boeing Co. и Lockheed Martin Corp устанавливает российские маршевые двигатели РД-180 на первой ступени ракеты-носителя Atlas V. В настоящий момент ULA именно с помощью Atlas V осуществляет запуск правительственных спутников, в том числе оборонного назначения. По контракту с ВВС США на $11 млрд до 2020 года ULA обязана осуществить 38 запусков. Восемь из них уже были осуществлены в этом году, но в распоряжении компании остаются всего 16 РД-180.
Это означает, что, в случае принятия поправок Маккейна, ULA придется искать альтернативных поставщиков двигателей для оставшихся 14 пусков.
Внимание Маккейна также привлекло и совместное предприятие ULA и «Энергомаша» RD Amross. Как свидетельствуют оказавшиеся в распоряжении Reuters документы на поставку РД-180, расположенная во Флориде компания смогла заработать $93 млн на наценках по текущему контракту с ULA. А результаты проверки Пентагона в 2011 году показали, что на предыдущем контракте Amross заработала $80 млн, списав их на «чрезмерно дорогие издержки при транспортировке».
На сегодня в США не существует альтернативы РД-180, однако Маккейн предлагает в 2015 году выделить $220 млн на финансирование американских разработок.
Однако нанятая Пентагоном экспертная комиссия оценила затраты на создание американского двигателя в $1,5 млрд. Кроме того, на его разработку может потребоваться до шести лет, в то время как запасов российских двигателей хватит лишь на два года запусков. По мнению экспертов, после использования всех имеющихся в распоряжении ULA РД-180 ряд запусков придется отложить, что увеличит расходы в аэрокосмической сфере на $5 млрд.
Тем не менее один из экспертов Пентагона полагает, что отказ от российских двигателей может позитивно сказаться на развитии американского ракетостроения. «Мы считаем, что таким образом мы одновременно устанавливаем конкуренцию и наказываем россиян за их поведение», – заявил он Bloomberg.
«На сегодня у американцев нет замены РД-180. Большинство их частных проектов по созданию ракет-носителей и космических аппаратов находятся в стадии разработки и тестирования, а потому пока не могут стать полноценной заменой российским технологиям»,
— рассказал «Газете.Ru» глава лаборатории космических проектов ГАИШ МГУ Михаил Прохоров.
Эксперт полагает, что США начнут уделять больше внимания собственным разработкам и смогут задействовать механизм государственного финансирования частных проектов. «У них есть определенный запас времени, и они постараются использовать его максимально эффективно», — отметил он.
Вместе с тем запрет на экспорт РД-180 больнее всего ударит по их производителю — НПО «Энергомаш». Предприятие лишится крупного рынка сбыта продукции и потеряет на этом ощутимую сумму.
Согласно отчетности компании, в 2013 году контракт с ULA принес «Энергомашу» $69 млн. Чистая прибыль предприятия по итогам года составила почти 185 млн руб. (порядка $5,8 млн по тогдашнему курсу).
Получить оперативный комментарий у представителей НПО «Энергомаш» не удалось.
Стоит заметить, что США еще в октябре озаботились вопросом поиска замены для РД-180. В частности, ULA заключила соглашение на разработку нового двигателя с компанией Blue Origin, основанной гендиректором Amazon Джеффом Безосом. Планируется, что компании в течение двух лет начнут тестировать двигатели BE-4, которые будут работать на жидком кислороде и СПГ. Первый запуск может быть осуществлен уже в 2019 году.
Кроме того, в сотрудничестве с ВВС США заинтересована и компания SpaceX Элона Маска. Еще в 2008 году она заключила с NASA семилетний контракт стоимостью $1,6 млрд на 12 полетов к МКС. После его истечения в 2015 году компания планирует предложить свои ракеты Falcon для вывода на орбиту спутников оборонного назначения. В апреле SpaceX уже пыталась пробиться на этот рынок, через суд потребовав запретить ULA закупку РД-180.
Изначально суд признал, что Пентагон таким образом нарушает санкции против России, однако затем решение было отменено.
Помимо возможного отказа от закупки российских двигателей, США также препятствуют реализации проекта по созданию орбитальной обсерватории «Спектр-УФ». Об этом в понедельник заявил директор Института астрономии РАН Борис Шустов. По его словам, в рамках ранее введенного запрета на поставку в Россию электронно-компонентной базы и технологий двойного назначения Госдепартамент США отказывается поставлять британскому партнеру проекта — компании e2v – электронику для оборудования по регистрации излучения.
Директор Института космических исследований РАН Лев Зеленый считает, что введенные США ограничительные меры направлены на масштабную изоляцию России от современных технологий, так как многие компании уже прекратили экспорт в Россию высокотехнологичной продукции. В частности, компания Maxwell Technologies еще в мае сообщила, что вынуждена отказаться от поставок в Россию своих микросхем для спутников, способных выдержать солнечные вспышки.
Кроме того, в апреле нынешнего года появились слухи о прекращении сотрудничества NASA с Россией по всем направлениям, кроме работ на МКС.
В ответ вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин в ноябре заявил о возможном выходе России из программы МКС после 2020 года. Отметим, что после закрытия в 2011 году программы Space Shuttle США могут доставлять на МКС астронавтов и полезный груз только с помощью российских кораблей «Союз-МС» и «Прогресс-МС».