Через несколько часов стартует так называемая «черная пятница» или Black Friday, коль скоро традиция больших распродаж пришла к нам из США. Там купить товары подешевле предлагается в честь Дня благодарения. Исторически «черная пятница» — уикенд распродаж в офлайн-магазинах; а следующий за ней «киберпонедельник» был придуман для онлайн-шопоголиков. Однако, поскольку традиция в Россию пришла недавно, интернет сразу стал ведущим направлением и для пятничных распродаж.
Это уже вторая «черная пятница» в России.
Предыдущая оставила у участников не самые хорошие воспоминания. Скорее все выглядело как пародия на американский праздник шопинга – небольшие скидки, неходовые товары, «падающий» сайт. Потенциальных участников было достаточно много, однако реальных покупателей — значительно меньше.
Тогда она проводилась с утра 6 декабря по ночь с 7 на 8 декабря и, как пишет специализированный портал Oborot.ru, площадку blackfriday2013.ru за все это время посетили более 5 млн человек. 2 млн уникальных посетителей составил прямой трафик покупателей на сайты интернет-магазинов. Через сайт распродажи было совершено около 100 тыс. покупок со средним чеком около 3 тыс. руб. и средней скидкой, по данным организаторов, в 45%.
В 2014 году организаторы надеются на рост количества посетителей.
Более того, российские организаторы распродажи в интернете – сайт BlackFridaySale.ru – фактически превратили ее в «черный четверг».
«28 ноября – это, конечно, традиция, но не жесткое правило, поэтому мы вольны начинать нашу распродажу тогда, когда это будет удобно нашим покупателям, — рассказал «Газете.Ru» сооснователь и генеральный директор BlackFridaySale.ru Владимир Ким. — В частности, мы ориентировались на то, чтобы для большинства наших покупателей (а львиная их доля – жители Центральной России) время старта было максимально удобным. 19 часов — вполне отвечает этим требованиям. Кроме того, по статистике, вторая половина дня и вечер четверга – это активное время, когда совершается много интернет-покупок, поэтому мы решили начать раньше именно в четверг, а не утром в пятницу».
Продлятся распродажи до 30 ноября и, как и положено, плавно перетекут в «киберпонедельник».
«На момент старта будет порядка 1 млн 300 тыс. регистраций клиентов на сайте — они сейчас активно идут», — говорит Ким.
По его словам, трафик в первые сутки ожидается до 2 млн человек, совокупный трафик за три дня распродажи — до 6 млн. Со стороны продавцов, по словам организаторов, заявки подали 200 магазинов.
В США, конечно, совсем другие масштабы распродаж. По данным Национальной федерации розничной торговли США (National retail Federation, NRF), принять участие в интернет-распродажах («черная пятница» и «киберпонедельник») в 2013 году собирались 130 млн человек. Из них 25 млн собирались использовать для этого мобильные устройства.
Население США, для сравнения, 319 млн человек, население РФ с Крымом – 146,1 млн. В 2014 году 29,5% опрошенных респондентов NRF уверены, что совершат покупки, 31,6% говорят, что сначала ознакомятся с предложениями и приценятся. «Сегодня потребитель хочет не просто скидок, которыми его заваливают с тех пор, как началась рецессия; он хочет уникальных предложений и очень серьезного повода, чтобы потратить свободные деньги», — говорит президент NRF Мэттью Шай.
Компании США начинают готовиться к распродажам задолго до их начала. Компания UPS сообщала, что потратит $500 млн на модернизацию различных логистических систем и наймет до 95 тыс. дополнительного персонала на праздники. FedEx направит более 90% из $1,2 млрд капитальных расходов на расширение возможностей поставок и наймет около 50 тыс. сезонных рабочих. Сами ритейлеры тоже увеличивают штат на праздники. Так, Wal-Mart пригласит на работу дополнительно 5 тыс. человек, Kohl's – 24 тыс.
По прогнозу Deloitte, электронные праздничные продажи вырастут на 14% по сравнению с 2013 годом.
Россияне, вероятно, примут участие как в отечественной, так и в зарубежной «черной пятнице».
Ведь доля покупок, совершаемых россиянами на иностранных интернет-сайтах, увеличивается. В 2013 году она составила 20%, или 100–120 млрд руб., по данным Enter Vision и Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ). В 2014 году АКИТ и Enter Vision прогнозируют более чем двукратный рост в деньгах – до 240 млрд руб., а доли – до 25–30%. Благо, что ограничение беспошлинных посылок в 150 евро пока не ввели (налогом облагаются посылки дороже 1000 евро на одного человека).
Перспективы распродаж в этом году неоднозначны.
Ухудшающаяся экономическая ситуация в России и падение курса рубля могут оказаться на руку продавцам.
«Ожидания дальнейшего падения курса рубля создают у людей ощущение, что некоторые покупки, например бытовой техники, лучше не откладывать, так как после Нового года они могут стать значительно дороже. Пример – подорожание техники Apple», — отмечает директор департамента маркетинга Локо-Банка Денис Зверик. «Распродажи на фоне ухудшения экономической обстановки в стране, могут оказаться куда результативнее, чем в обычных условиях, как бы странно это ни звучало», — считает руководитель аналитического департамента ФК AForex Артем Деев.
Представитель интернет-торговли, гендиректор интернет-магазина kalibrmagnum.ru Мария Деревянко настроена более скептично.
«В условиях нестабильной экономической ситуации в нашей стране и мире считаю, что на данном этапе такой вариант маловероятен», — говорит она. По ее прогнозам, распродажа в интернете ограничится несколькими сотнями тысяч потенциальных покупателей.
«Как показывает опыт проведения «черной пятницы» прошлых лет, ожидания и реальность — абсолютно разные вещи. Будем надеяться, что организаторы все-таки учатся на своих ошибках и учтут опыт прошлого года», — резюмирует Деревянко.