Нефтяной рынок штормит в преддверии встречи Организации стран — экспортеров нефти (ОПЕК), которая должна состояться 27 ноября в Вене. В понедельник котировки достигли недельного максимума: стоимость январских фьючерсов на американскую нефть марки WTI выросла до $76,82 за баррель. Цена барреля североморской нефти марки Brent (именно к ней привязана цена российской Urals) поднялась выше психологически важной отметки $80 за баррель, составив $80,55.
Однако во вторник цены снова пошли вниз. Котировки барреля Brent вновь ниже $80 за баррель — январский контракт в Лондоне торгуется по $79,54 за баррель.
На встрече в Австрии нефтяной картель, обеспечивающий около 40% мировой добычи, должен обсудить возможность сокращения производства нефти для поддержания мировых цен. Однако пока рынок скорее склоняется к тому, что ОПЕК откажется от снижения добычи.
Глава российского Минэнерго Александр Новак также заявил, что вероятность снижения невысока. «Многое будет зависеть от позиции Саудовской Аравии, — подчеркнул министр в интервью телеканалу «Россия-24» в понедельник. — Дождемся 27 ноября, и тогда можно будет точно сказать, что будут предпринимать страны».
Даже если квоты на добычу будут снижены, это не коснется Ирака, Ирана и Ливии, сообщает во вторник агентство Bloomberg со ссылкой на два своих источника в ОПЕК.
«Это будет разумно, если эти три государства избегут сокращения добычи», — говорит аналитик нефтяного рынка Natixis Абишек Дешпанде, поскольку они и так уже добывают меньше, чем могли бы. Он полагает, что Саудовская Аравия захочет заключить договоренность о том, что и наращивать добычу эти три страны не будут.
Исход заседания особенно важен в свете затянувшегося снижения нефтяных цен. Нефтяные котировки пошли вниз с середины года. Цена основных марок WTI Brent снизилась с $105–110 ниже чем до $80 за баррель, чего не было с 2010 года.
Психологическая отметка $80 была пробита на ожидании того, что ОПЕК не собирается снижать производство.
Основными причинами снижения цен на нефть считаются рост добычи в США (обусловленный увеличением производства сланцевой нефти — так называемая сланцевая революция), повышение добычи в Ираке и Ливии, а также сокращение потребления нефти в Европе и Китае.
Экс-министр нефти Катара Абдалла аль-Аттия полагает, что в текущей ситуации ОПЕК не сможет в одиночку сбалансировать рынок. «На этот раз участие должны принять Россия, Норвегия и Мексика, — цитирует бывшего министра агентство Bloomberg. — ОПЕК может снизить количество производства, но что произойдет, когда добыча нефти в других странах продолжит расти? Как поведет себя рынок?»
Вопрос о сокращении добычи Россией пока не решен. Он поднимался на прошлой неделе. Александр Новак заявил, что в правительстве изучается целесообразность подобных методов, но решение по этому поводу пока не принято. «Этот вопрос требует тщательной проработки. У нас очень сильно зависит бюджет от поступлений от нефтяной отрасли.
У нас не такие технологии, как в Саудовской Аравии, чтобы быстро снизить добычу или нарастить», — сказал министр.
Что касается Саудовской Аравии, то, по данным иранского агентства Mehr, министр нефти Ирана Биджан Намдар Зангане намерен предложить своему саудовскому коллеге Али аль-Наими снизить добычу нефти Саудовской Аравией на 1 млн баррелей в сутки.
«Резко сократить добычу Россия не сможет — это экономически нецелесообразно, — комментирует аналитик ИК «Анкор Инвест» Сергей Вахрамеев. — Если закрыть зимой скважину, а потом ее восстанавливать, может исказиться профиль добычи, сократиться приток нефти. РФ может не вводить новые месторождения Ямала и Восточной Сибири, но от этого толку будет немного, учитывая, что уже действуют такие крупные месторождения, как Ванкор «Роснефти» и месторождения имени Требса и Титова «Башнефти».
Снижение добычи, вызванное отказом от ввода новых месторождений, на мировой уровень добычи не повлияет.
По словам эксперта, влияние на цены окажет только сокращение мировой добычи на 1–2 млн баррелей в сутки. «Однако ОПЕК, скорее всего, на это не пойдет», — полагает Вахрамеев. Точнее, на это не согласится лидер ОПЕК Саудовская Аравия, добывающая 9,7 млн баррелей в день, так как именно на нее ляжет основное сокращение.
Члены ОПЕК Иран и Венесуэла хотят повысит цены на нефть. Ранее они заявляли, что комфортной будет цена барреля $100. «Учитывая, что картель добывает 30,5 млн баррелей, сокращение на 1 млн баррелей, которого добивается Иран, означает, что каждая страна должна будет снизить добычу примерно на 3%, — указывает Вахрамеев. — Для Ирана, добывающего 2,7–2,8 млн баррелей в день, это будет означать снижение всего на 84 тыс. баррелей. А вот для Саудовской Аравии это уже будет 300 тыс. баррелей в сутки».
Впрочем, саудиты могли бы пойти и на это, если бы была уверенность в том, что все члены ОПЕК снизят производство согласно договоренности. Однако, по словам Вахрамеева, обычно нарушают соглашения именно Иран и Венесуэла, которые хотят и добывать больше нефти, и повысить нефтяные цены.
«Сейчас для Саудовской Аравии главное — устранить с рынка наиболее маржинального игрока, Соединенные Штаты, — объясняет аналитик. — Саудиты ждут, когда из-за низких цен начнет падать добыча сланцевой нефти в США, которая становится нерентабельной. Однако Штаты пока снижать добычу не собираются, а Саудовская Аравия вполне может позволить себе подождать еще год».
По прогнозам Вахрамеева, ОПЕК, вероятнее всего, примет решение сократить добычу на 500 тыс. баррелей в день — это как раз те полмиллиона баррелей, на которые сейчас превышается официальная квота по добыче. «Но это снижение уже заложено в существующей цене на нефть, так что на котировках оно не отразится», — говорит эксперт.