Европа импортирует более двух третей потребляемого газа (потребление составляет около 600 млрд кубометров в год) и примерно 90% сырой нефти (общее потребление — 645–690 млн тонн в год). Одним из основных поставщиков энергоресурсов является Россия. За последние пять лет поставки российских энергоносителей в Европу демонстрировали разнонаправленную динамику, что объясняется как экономическими, так и политическими причинами.
По данным Thomson Reuters KORTES, экспорт российской нефти по западному направлению (не включая Украину и Белоруссию; более 95% идет по нефтепроводу «Дружба») в последние пять лет сначала рос, а затем снижался. В 2009 году было поставлено 56,2 млн тонн, в 2010-м — 58,2 млн, в 2011-м — 60,7 млн, в 2012-м — 53,4 млн, а в 2013 году — 52 млн тонн. По северо-западному направлению (через порты Приморска и Усть-Луги) в целом виден небольшой спад: 70,2 млн, 70 млн, 66,6 млн, 75,7 млн и 67,8 млн тонн соответственно.
«В последние годы потребление нефти в Европе снижалось, что связано с выводом из эксплуатации ряда нефтеперерабатывающих заводов, которые закрывались из-за низкой маржи переработки», — отмечают в Thomson Reuters KORTES.
Аналитик Rye, Man & Gor Securities Сергей Пигарев полагает, что в ближайшие три года уровень экспорта российской нефти и нефтепродуктов в Европу будет расти. Дело в том, что на 2015–2017 годы запланирована реализация так называемого налогового маневра в нефтяной отрасли (законопроект прошел первое чтение в Госдуме в конце октября), который предусматривает почти двукратный рост налога на добычу нефти (НДПИ) и одновременно значительное снижение экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты.
«Реформа приведет к удорожанию сырья на внутреннем рынке и повышению рентабельности экспортных поставок, в результате чего объемы экспорта нефти и нефтепродуктов вырастут, но цены на российских заправках взлетят вверх», — предупреждает эксперт.
Причем росту экспорта нефтепродуктов может способствовать и антимонопольная политика российских властей. «ФАС, вероятно, попытается не допустить скачков стоимости топлива, что может и вовсе привести к дефициту — сдерживание цен приведет к перенаправлению товарных потоков на экспорт», — считает Пигарев.
Снижение экспортных пошлин снизит цену российской нефти для зарубежного потребителя. В то же время цены на нефть падают во всем мире. Таким образом, для Европы покупать российскую нефть станет выгоднее.
Что касается газа, Европа уже несколько лет заявляет о необходимости снижения зависимости от России. Особенно эта риторика обострилась с начала 2014 года, когда возросла напряженность в российско-европейских отношениях. Европейцы рассчитывают на более дешевый уголь, а также на сжиженный природный газ (СПГ) из Африки и, в перспективе, из США.
В сентябре еврокомиссар по торговле Карел де Гюхт заявлял, что Еврокомиссия добивается от США начала экспорта в ЕС как газа, так и нефти. По его словам, такой позиции Брюссель придерживается в том числе в связи с нынешними трениями между Европой и Россией, которая является основным поставщиком энергоресурсов в ЕС.
Вице-президент Argus Вячеслав Мищенко отмечает, что, несмотря на все громкие заявления со стороны Европы, поставки природного газа из России в ЕС растут. В 2009 году «Газпром» поставил в Европу 152,8 млрд кубометров газа, в 2010-м — 138,6 млрд, в 2011-м — 150 млрд, в 2012-м — 138,8 млрд и в 2013 году, ставшем рекордным, поставки составили 161,5 млрд кубометров.
По итогам 2013 года доля «Газпрома» на европейских рынках составила около 27%. И по мнению Мищенко, в ближайшем будущем российская монополия сохранит за собой эту нишу.
Цена долгосрочных контрактов «Газпрома» привязана к нефтяным индексам, а нефть за последние полгода значительно подешевела. В связи с этим, по словам Мищенко, через шесть-девять месяцев мы можем увидеть снижение цены российского газа ниже отметки $300 за 1 тыс. кубометров (сейчас средняя цена европейских поставок составляет около $380).
«И это уже будет серьезная заявка в ценовой конкуренции с тем же СПГ, — говорит эксперт. — Так, уже сейчас понятно, что сжиженный газ, который Польша собирается закупать у Катара (для этого поляки строят регазификационный терминал), будет на 30–40% дороже трубопроводного газа «Газпрома». Также, по словам Мищенко, газ будет выигрывать и конкуренцию с углем. «Из-за снижения цены прибыльность поставок для «Газпрома» несколько снизится, но спрос на российский газ в Европе в ближайшее время будет расти», — полагает эксперт.
Однако при этом сохраняются риски, связанные с транспортировкой газа через Украину, которая неоднократно угрожала прервать транзит и даже приняла закон, позволяющий это сделать. А через Украину идет около 70% российского газового экспорта. Наряду с украинским вопросом на повестке дня остается судьба газопровода «Южный поток», против которого выступает Еврокомиссия. По мнению ЕК, проект не соответствует европейскому антимонопольному законодательству. И третий вопрос, связанный с транспортировкой, — это газопровод OPAL, являющийся продолжением российской трубы «Северный поток». Власти Европы не разрешают «Газпрому» полностью загрузить OPAL, ссылаясь на все то же антимонопольное законодательство. Решение по OPAL Еврокомисся постоянно переносит.