Самые крупные банки мира — Goldman Sachs, JPMorgan и Morgan Stanley — манипулировали ценами на сырье, говорится в докладе, представленном сенатом США по итогам масштабного исследования.
Это стало возможным, поскольку банки оказались фактическими владельцами сырья. Так, по объему вложений в нефтегазовый сектор банк Morgan Stanley может «поспорить со всеми крупными нефтегазовыми компаниями», отметил глава подкомитета сената, занимавшегося расследованием, Карл Левин (цитата по Financial Times). До недавнего времени банк контролировал нефтехранилища емкостью более 55 млн баррелей, 100 нефтетанкеров, а также трубопроводы протяженностью порядка 9,6 тыс. км, отмечено в докладе, занимающем почти 400 страниц.
Такое владение обеспечивало банку уникальную, хоть и весьма рискованную наблюдательную позицию, отмечает CNBC, ссылаясь на доклад.
Банк Goldman Sachs прямо обвиняется в завышении цен на алюминий. Ему принадлежит Metro International Trade Services — сеть складов металлов. Как выяснил сенат, Metro затягивала поставки алюминия покупателям, завышая цены: на складах компании физически находилось 85% объема всего алюминия, торгующегося на Лондонской товарной бирже. Схема, по которой действовала Metro, называется «карусель». Она увеличивала срок ожидания поставки в 15 раз – с 40 до 600 дней и создавала очередь, что повышало цены на металл как для компаний, так и для потребителей. Владение этим бизнесом «предоставляло Goldman инсайдерские позиции», заявил Левин.
В целом подозрения в манипулировании ценами не новость. Еще в 2012 году компании — потребители алюминия Superior Extrusion, MillerCoors, Encore Wire, Master Screens жаловались на задержки поставок и завышение цены.
А в прошлом году JPMorgan пришлось выплатить $410 млн в качестве штрафа за махинации на рынке энергоносителей. Сенат потратил два года на проверку претензий к трем банкам и еще одной компании, которая пока не называется.
Но лишь теперь американские законодатели решительно включились в борьбу против завышения цен на энергоносители и металлы.
Вплоть до того, что предлагают запретить банкам играть на товарных биржах. «Повальная вовлеченность Уолл-стрит в торговлю сырьем ставит нашу экономику, наших производителей и целостность нашего рынка под угрозу, — предупредил Левин (цитата по Forbes). – Настало время вновь разделить банки и торговлю и не давать Уолл-стрит использовать непубличную информацию и наживаться на производителях и потребителях».
Это не единственный аргумент сенаторов. Банки, обильно вкладывающиеся в сырьевой сектор, в случае аварии могут оказаться в столь же плачевном положении, как компания BP после разлива нефти в Мексиканском заливе в 2010 году, пишет Financial Times. «Представляете, если бы BP был банком, — заявил сенатор от республиканской партии Джон Маккейн (цитата по FT). – Из-за зависимости от цен на нефть сейчас он бы рухнул, и пришлось бы его спасать».
Проблемы этих банков – проблемы всего мирового финансового сектора. Их риски сенат называет «катастрофическими». Впрочем, вероятно, что при снижении сырьевых цен они не так сильно пострадают, как и нефтекомпании США, недавно объявившие, что могут работать с прибылью и при $60 за баррель. Один из крупных операторов техасского месторождения Eagle Ford — EOG Resources — объявил, что может сохранить норму прибыли на уровне 10% даже при падении цен на нефть до $40 за баррель.
По одной из версий, у США есть политические мотивы занижать цену нефти. Снижение цен на нефть (сейчас цена барреля марки Brent колеблется в районе $78) сильно бьет по экономике России.
«С помощью Саудовской Аравии Вашингтон старается снизить цены на нефть, наполняя и без того падающий рынок новой нефтью, - пишет обозреватель The Guardian Ларри Эллиотт в своей колонке «Ставки повышаются – США разыгрывают свою нефтяную карту против России и Ирана». – Поскольку Россия и Иран зависят от экспорта своей нефти, это делается, вероятно, из расчета на то, что так с ними проще будет договориться».
Экономически, пока США еще остаются импортером, они заинтересованы в том, чтобы цены на сырье не завышались.