Нефть продолжает дешеветь — в пятницу котировки декабрьских фьючерсов на марку Brent снизились до $82,3 за баррель, на марку WTI — до $77,61 за баррель. С начала года они рухнули на 26% и 22% соответственно.
Президент России Владимир Путин видит в этом не только экономические, но и политические причины. «Политическая составляющая в ценах на нефть также всегда присутствует. Более того, в некоторые кризисные моменты возникает ощущение, что в ценообразовании на энергоресурсы как раз и превалирует политика», — заметил Путин в интервью ведущим китайским СМИ в преддверии визита в КНР. Ранее он не исключил существования заговора между США и Саудовской Аравией в отношении цен на нефть. «Что касается теории заговора — заговоры всегда возможны. Но они больно бьют в данном случае по заговорщикам, если таковые имеются», — сказал Путин в октябре на пресс-конференции в Милане после встречи с президентом Украины Петром Порошенко.
Как пишет газета The Wall Street Journal, снижение цен на нефть вынуждает американские добывающие компании сокращать планы по разработке месторождений на 2015 год, поскольку делают разведку и разработку нерентабельной.
Так, расходы в бюджете ConocoPhillips на 2015 год составят менее $16 млрд (сумма, выделенная на 2014 год), что снижает вероятность разработки новых скважин на сланцевом месторождении Niobrara в штате Колорадо.
Разработка месторождения Bakken, которое должно сделать Северную Дакоту «новой Саудовской Аравией», также затормозится.
Одна из ведущих компаний, осваивающих Bakken, Continental Resources, заявила, что не будет увеличивать количество буровых установок в 2015 году. Pioneer Natural Resources сообщила, что не станет наращивать число буровых установок в Техасе до тех пор, пока цены на нефть не восстановятся.
Падение цен на «черное золото», отмечает WSJ, стало следствием политики Саудовской Аравии — на этой неделе королевство объявило о снижении цен на поставки нефти в США в декабре, а до этого ввело скидки для Азии. «Саудовская Аравия снижает цены в борьбе за долю рынка», — пишет газета, подчеркивая, что речь идет не только о конкуренции с Ираком и Ираном. «Мы боремся с Саудовской Аравией за долю рынка», — заявил глава Pioneer Скотт Шеффилд.
Впрочем, Соединенные Штаты могут оказаться в выигрыше от падения цен на углеводороды.
Потери будут: благодаря «сланцевой революции» добыча нефти в США выросла на 60% с 2010 года, напоминает Barclays PLC. Если этот рост прервется, расходы энергетического сектора могут упасть на $40 млрд. «Но в итоге снижение цен на нефть может обернуться благом», — говорится в меморандуме банка. По подсчетам аналитиков Barclays PLC, американцы сэкономят примерно $70 млрд на уже подешевевшем бензине и дизельном топливе, что может подхлестнуть рост потребительского спроса. Этот положительный эффект с лихвой покроет потери от падения расходов нефтегазового сектора.
«Соединенные Штаты — все еще импортер нефти, — напоминает заместитель директора Института США и Канады РАН доктор экономических наук профессор Виктор Супян. — Поэтому, конечно, когда цены падают, экономике это выгодно».
Кроме того, многие аналитики убеждены, что разработка месторождений будет рентабельна и при цене в $60 за баррель.
Один из крупнейших операторов техасского месторождения Eagle Ford, компания EOG Resources, объявила, что может сохранить норму прибыли на уровне 10% даже при падении цен на нефть до $40 за баррель.
А при цене $80 за баррель она готова продолжать бурение как на Eagle Ford, так и на вышеупомянутом Bakken, и в западнотехасском бассейне Permian, но ей придется сократить буровые работы в таких менее прибыльных областях, как, например, Barnett в Северном Техасе.
Версия о противоборстве Вашингтона и Эр-Рияда кажется несколько надуманной, отмечает заведующий сектором «Энергетические рынки» Института энергетики и финансов Николай Иванов.
«Благодаря «сланцевой революции» США оказались затоварены собственной нефтью и резко снижают импорт из стран ОПЕК. Но это не касается поставок из стран Персидского залива.
Так получается, что США, стараются они для этого или нет, не обижают арабов и продолжают покупать нефть у Саудовской Аравии, — говорит он. — Страдают от снижения цены и потери доли рынка другие — в первую очередь африканские страны и государства Южной Америки».
В заговор Вашингтона и Эр-Рияда эксперты не верят. «В книге Егора Гайдара описано, как США и Саудовская Аравия договорились разрушить СССР и опустили цены на нефть, — напоминает Иванов. — Сейчас эту же схему используют для создания конспирологических теорий. Это совпадение, что естественное снижение цен на нефть, произошедшее в силу снижения спроса и роста предложения, выгодно всем, кроме России. Не думаю, что Саудовская Аравия стала бы снижать цены себе в убыток ради политических целей. И не думаю, что США смогли бы повлиять на нее в этом вопросе».
«У нас любят все связывать с заговорами. Но не думаю, что эти разговоры имеют под собой какое-то основание. Это попытка найти виноватого. Сильное падение цен на нефть невыгодно прежде всего самой Саудовской Аравии. А американцам это зачем? Чтобы обрушить нашу экономику? Но что тут обрушивать», — рассуждает Супян.