С середины лета нефтяные котировки начали падать, а октябрь вообще может оказаться худшим месяцем для «черного золота» за последние 12 лет, пишет Bloomberg. В пятницу декабрьские фьючерсы на североморскую марку Brent (именно к ней привязана цена российской марки Urals) на Лондонской бирже снизились на 1%, цена барреля составила $85,38. Еще в середине июня баррель марки Brent стоил $113. Если снижение продолжится в понедельник, непрерывное падение котировок составит шесть недель, чего не было с 2002 года. Американская нефть марки WTI также дешевеет — в пятницу фьючерсы по ней на нью-йоркской бирже NYMEX потеряли 0,89%, баррель подешевел до $80,4.
В целом только по итогам октября Brent потеряла около 9,8%, а WTI — 11,8%.
«Сейчас мы наблюдаем повышенную волатильность как на финансовом рынке, так и на товарном, — комментирует сложившуюся ситуацию аналитик Ланта-банка Роман Ермаков. — Мы полагаем, что уровень $84–90 на текущий момент является приемлемым как для потребителей, так и для производителей, поэтому до конца года, если не будет серьезных потрясений на финансовых рынках, цены на нефть будут колебаться в этих пределах».
В 2015 году, по оценке Ермакова, вероятно подорожание марки Brent до $100–105 за баррель.
Нефтяные взлеты и падения имеют долгую историю. С начала и практически до конца 1990-х годов баррель Brent в основном стабильно балансировал около отметки $18–19. Вследствие финансового кризиса 1998 года нефть рухнула (под конец года цена опускалась ниже $10 за баррель)
Однако уже в 1999 году нефтяные котировки вернулись на докризисный уровень и с тех пор практически непрерывно росли. Пик был достигнут в июле 2008 года, когда цена барреля достигла $147, что стало абсолютным рекордом. Но очередной мировой финансовый кризис вновь обрушил нефтяные котировки, причем почти в пять раз — в декабре 2008 года баррель стоил чуть более $33.
Кстати, по одной из версий, кризис большей частью был спровоцирован именно спекулятивными играми.
Затем вновь начался рост. В конце 2010 года цена барреля уже превысила $90, а весной 2011 года перевалила за отметку $120 (в основном это было вызвано сокращением поставок из Ливии, где шла война). Позднее котировки демонстрировали и падение, и возобновление роста, однако в 2013 году стабильно держались на уровне $105–110, а с начала 2014 года вновь начали постепенно расти.
Нынешнее снижение цен на углеводороды эксперты рынка объясняют несколькими факторами. В частности, давление на котировки оказывает замедление экономик Европы и Китая и наращивание поставок из Ливии и Ирака. Кстати, Международное энергетическое агентство (IEA) в своем докладе, опубликованном в середине октября, отмечало, что спрос на нефть достиг низшей точки.
«Снижение цен вызвано как предложением, так и спросом, — говорится в докладе IEA. — Вероятно, понадобится дальнейшее падение цен, чтобы сократилось предложение или чтобы поднялся спрос».
Также цены снижаются из-за ожиданий отмены санкций в отношении Ирана. Кстати, 27 октября иранский замминистра нефти Мансур Моаззами заявил, что страна намерена в ближайшее время нарастить добычу до 4,3 млн баррелей в сутки. По данным Организации стран — экспортеров нефти (ОПЕК), сейчас исламская республика ежедневно добывает 2,675 млн баррелей.
«Мы управляли страной и при цене $5 за баррель, и при цене $140 за баррель, у нас с этим не было проблем», — подчеркнул Моаззами. При этом, по его словам, при расчете бюджета на 2015 год Тегеран не рассчитывал на диапазон $90–100, а «придерживался более реалистичного подхода». Иранская национальная нефтяная компания прогнозирует в следующем году цену барреля на уровне $70.
Кроме того, значительную роль в нефтяном ценообразовании играет рост запасов США. В результате «сланцевой революции» в Штатах резко увеличилась добыча трудноизвлекаемой нефти. В октябрьском отчете управления по энергетической информации американского минэнерго говорится, что уровень добычи в стране в сентябре вырос до 8,7 млн баррелей в сутки (рекорд с 1986 года). Согласно прогнозу управления, в следующем году он достигнет 9,5 млн баррелей в день, вплотную приблизившись к рекорду 1970 года (9,6 млн баррелей).
По прогнозам мировых энергетических институтов, через пять лет Америка по уровню добычи «черного золота» обгонит нынешних лидеров — Россию и Саудовскую Аравию. Общее снижение цен на углеводороды вызвано именно ожиданием притока американской нефти на мировые рынки.
Кстати, по одной из версий, именно Эр-Рияд делает все, чтобы нефтяные цены опускались. Это якобы вызвано нежеланием саудитов допустить на мировой рынок американскую нефть, которая может составить серьезную конкуренцию ближневосточной. В частности, Саудовская Аравия, являющаяся лидером ОПЕК (добывает около 9,5 млн баррелей в сутки при общей добыче стран — членов организации 30 млн баррелей), торпедирует идею сокращения производства картелем.
Косвенно это подтверждается словами генерального секретаря ОПЕК Абдаллы Салема аль-Бадри, который в четверг сказал, что организация, вероятно, сохранит уровень добычи 29,5–30 млн баррелей в сутки и в 2015 году.
При этом аль-Бадри заявил, что нынешние цены на уровне $80 «уберут с рынка 50% нефти, добываемой из труднодоступных слоев, включая сланцевые».
Впрочем, очередная сессия ОПЕК, на которой будет обсуждаться вопрос о сокращении добычи, намечена на конец ноября, так что ситуация еще может измениться.
Для России, бюджет которой напрямую зависит от нефтяной отрасли (одна «Роснефть» в прошлом году перечислила государству 2,9 трлн руб. налогов, став крупнейшим налогоплательщиком), вопрос о ценах на углеводороды стоит весьма остро.
«Текущие цены на нефть не так страшны для российского бюджета, — полагает Роман Ермаков. — Поскольку бюджет получает рублевые доходы от налога на экспортеров, снижение курса рубля компенсировало падение нефтяных котировок». По оценке эксперта, в этом году бюджет РФ может быть исполнен даже с профицитом.
Однако в дальнейшем ситуация может измениться. В середине октября замминистра экономического развития РФ Алексей Ведев говорил, что при сохранении текущих цен на нефть в 2015 году российская экономика может уйти в минус. По его словам, Минэкономразвития разработало стрессовый сценарий развития экономики, предполагающий, что в будущем году цена нефти составит $91 за баррель, а ВВП упадет на 0,6%. Правда, на момент заявления Ведева цена марки Brent (к ней привязывается цена российской марки Urals) уже ушла ниже $90.
Также ранее сообщалось, что стрессовый сценарий готовит и Банк России, причем в нем уже предполагается снижение цены вплоть до $60 за баррель.