Российские компании, да и вообще вся экономика страны, должны взять курс на развитие «восточного направления». Таким был лейтмотив пленарного заседания «Россия между Европой и Азией: Новая региональная политика в современных условиях», прошедшего в пятницу в рамках международного инвестиционного форума «Сочи-2014».
«В географическом центре Европы в XXI веке убивают тысячи мирных людей, по сути, вся система европейской безопасности поставлена под угрозу. Поставлены под угрозу базовые ценности, дальнейшая глобализация, а по сути, и вся философия мирного развития», — начал свое выступление с украинской темы премьер-министр Дмитрий Медведев. После достаточно непродолжительного описания главной геополитической проблемы последнего года он провел для сидящих в зале гостей и журналистов экскурс в историю XX века, начав по порядку перечислять даты, когда страны Запада вводили против СССР санкции, которые, по словам Медведева, были нацелены на «контролируемое технологическое отставание нашей страны».
Впрочем, несмотря на текущую напряженность, «дверь в Россию для западных партнеров остается незапертой», подытожил тему санкций премьер.
В таких условиях для дальнейшего развития экономики Россия должна опираться на собственные силы, а также все больше обращать внимание на рынки Азии, убежден глава правительства.
«Нам нужно развивать Сибирь и Дальний Восток. И в этом смысле потенциал взаимодействия с азиатскими странами для осуществления национального проекта XXI века — подъема наших восточных регионов — он просто колоссален», — заявил Медведев, выразив надежду, что доля российской торговли со странами Азии с годами будет только расти.
Сидевшие рядом с премьером другие спикеры пленарного заседания — президент РФПИ Кирилл Дмитриев, министр экономического развития Алексей Улюкаев, председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер, а также три представителя азиатских бизнес-кругов — были, похоже, вполне солидарны с этим мнением.
Получивший после Медведева слово президент инвесткомпании China Shenhua Overseas Development & Investment Co., Ltd. Чжан Чжемин поддержал оптимистичный тон главы российского правительства. Он перечислял плюсы от укрепления экономических взаимоотношений с Азией, а также приветствовал идею Медведева о необходимости искать источники для роста внутри страны, вспомнив программу реформ в КНР начала 1980-х годов. Тогда помощь хуацяо (китайцев, живущих за рубежом и ставших первыми инвесторами новой модели экономики Поднебесной) позволила Китаю в несколько раз ускорить темпы экономического роста, а также поднять многие прибрежные регионы, превратив деревушки юга и востока в мощный инструмент аккумулирования иностранных инвестиций.
Продолжил перечислять перспективы российского рынка инвестиционный директор суверенного фонда Южной Кореи Korea Investment Corporation (KIC) Ченг Сун Чу. Корейские инвесторы и чиновники уже давно регулярно участвуют в российских экономических форумах, порой выступая много ярче, чем многие российские делегаты. Так, на прошедшем этой зимой XI Красноярском экономическом форуме советник посольства Республики Корея Пак Бёнг Хван раскритиковал политику Москвы в области привлечения иностранных инвестиций, призвав «перестать игнорировать и не заботиться о своих гостях». В отличие от дипломата, президент суверенного фонда ограничился перечислением перспектив, которые открываются в нашей стране перед иностранными инвесторами, при этом предложив российскому бизнесу привлекать капиталовложения из Южной Кореи в самые разнообразные проекты.
Впрочем, российский бизнес в лице Алексея Миллера в рамках дискуссии не смог предложить партнерам с Дальнего Востока ничего нового, кроме экспорта углеводородов. Глава «Газпрома» похвастался недавно заключенным с Китаем после десяти лет переговоров газовым контрактом. «Сейчас годовой объем поставок газа в КНР достигает 40 млрд кубов, — констатировал Миллер, — и такого объема поставок мы достигли всего за несколько лет». Впрочем, этими словами он лишь подытожил печальную для российского реального сектора статистику двусторонней торговли между нашими странами.
В 2013 году товарооборот РФ с КНР составил около $89,21 млрд, при этом импорт из Китая в Россию в 2013 году увеличился на 12,6%, достигнув $49,59 млрд, а российский экспорт товаров в Поднебесную сократился на 10,3%, до $39,62 млрд.
Сейчас основной статьей российского экспорта в Китай являются уголь, нефть и нефтепродукты. На них приходится 67,89% всех поставок из РФ в КНР. Далее следуют цветные металлы (7,42%), а также древесина и изделия из нее (7,08%). В свою очередь основными статьями китайского экспорта в нашу страну являются электрооборудование (23,7%), а также ядерные реакторы, котлы, «оборудование и механические устройства» (21,4%).
Сами же руководители российского бизнеса, похоже, пока предпочитают надеяться на улучшение отношений с Западом. Глава Сбербанка Герман Греф в интервью каналу «Россия 24» сообщил, что считает «сложным» привлечение капиталов с азиатских рынков. Напомним, что на днях Греф, а также глава ВТБ Андрей Костин, глава «Роснано» Анатолий Чубайс и еще ряд российских бизнесменов обсуждали в Женеве с представителями деловых кругов Запада пути урегулирования украинского кризиса. В экспертных кругах существует мнение, что крупный российский бизнес выступает за гораздо более мягкую политику Москвы в украинском вопросе и уступки в текущем геополитическом споре с США и ЕС.