Украинские финансовые власти принимают отчаянные меры, пытаясь удержать гривну от падения. Еще 2 сентября Национальный банк Украины запретил выдачу иностранной валюты по платежным картам. Плюс ко всему ведомство ввело правило, по которому все экспортеры в обязательном порядке должны сдавать всю свою валютную выручку (ранее обязательным был обмен 50%), и усложнило для банков операции по обмену валюты на межбанке.
Все эти меру НБУ называет временными и объясняет их необходимость тем, что курс гривны просел уже сильнее, чем этого требует экономика страны.
Но рядовые киевляне, кажется, никаких изменений, кроме того, что курс доллара действительно на этой неделе немного откатился назад, не заметили: валюта в столичных обменниках уже несколько месяцев в дефиците.
«Ничего удивительного. Валюта сейчас нужна всем, ее не хватает. Дефицитный товар по официальным ценам никто продавать не хочет. Поэтому владельцы обменников просят нас, кассиров, работать только на прием валюты», —
рассказывает работница одного из киевских обменников. По ее словам, все доллары и евро, которые попадают в большинство обменников от тех, кто их сдает, оказываются на черном валютном рынке.
В Киеве уже с начала лета активизировались валютчики, работающие на вокзалах и у входа в крупные торговые центры, пользующиеся популярностью среди туристов. Обычно спекулянты (большинство из них — дамы бальзаковского возраста) зарабатывали на том, что покупали доллары по заниженному курсу: в выходные на Украине банки не работают, поэтому выхода у многих нет.
Теперь тренд другой: валюта приходит из обменников, а продают ее уже местным.
«Киевляне ходят, в основном бизнесмены, у которых выручка валютная, а закупки за валюту, кому за рубеж деньги переводить надо», — деловито рассказывает 43-летняя Ольга. В будние дни она работает бухгалтером в ЖЭКе, в выходные — на «точке» у входа в гипермаркет в микрорайоне Дарница.
«Уже есть постоянные клиенты. Выкупают по $5–10 тыс., ипэшники (ИП, индивидуальные предприниматели. — «Газета.Ru»). Но и есть и те, кто деньги на черный день копит, доллар — гарантия сбережений, как золото у стариков», — объясняет она. Доллары Ольга продает по 13,7 грн, курс в обменниках — 12,9 грн.
В отделениях банков в валютно-обменных кассах работники нередко прячут принятую валюту, чтобы затем продать ее по завышенному курсу «постоянным клиентам». «Большинство клиентов чеки не требуют, а тем, кому я продаю валюту, не нужно платить 0,5% налог официальный плюс ксерокопию паспорта не делаем.
Курс завышаем, конечно, но люди же понимают, что если вам надо пару тысяч долларов, то на обход обменников, где вам будут продавать по $100–200, можно потратить весь день», — рассказывает работница одного из обменных пунктов Жанна.
В минувшую пятницу корреспондент «Газеты.Ru» лично обошел семь пунктов по продаже валюты. Долларов и евро не оказалось в наличии ни в одном из них.
Советник президента Ассоциации украинских банков Алексей Кущ признает, что человеку с улицы купить доллары в обменных пунктах сейчас почти невозможно. Эксперт объясняет это не только разгулом спекулянтов, но и нестабильностью: банкиры обновляют курс для обменников каждый день, ориентируясь на вчерашние итоги торгов на межбанке.
Если доллар резко идет в гору, значит, завтра наличная валюта подорожает, а потому смысла продавать ее сегодня по устаревшему курсу уже нет.
Также эксперт указывает на то, что НБУ ограничил количество капитала, который каждый банк может держать в иностранной валюте, с 30 до 1%.
По словам Куща, у дефицита есть и третья причина. НБУ заключил с крупными банками «джентльменское соглашение»: банки не продают валюту дороже 12,9 грн/$. Если в действительности доллар стоит дороже, то и продавать его банки не хотят вообще.
В ГУ МВД Киева рассказывают, что за последние три месяца в городе было зафиксировано несколько случаев мошенничества с валютой на черном рынке: клиентам продавали фальшивые доллары.
В момент сделки ввиду ее противозаконности на подлинность деньги почти никто не проверяет, а мошенники дважды в одном месте не появляются, рассказывают в милиции.
Президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко напоминает, что, по официальным данным НБУ, в первом квартале 2014 года в обращении находилось $93 млрд наличной валюты. «С учетом летнего ажиотажа можно оценивать общий объем наличной валюты в стране на уровне $100 млрд», — продолжает он. Ежедневный оборот наличной валюты Охрименко оценивает в $20–30 млрд. По его словам, минимальная маржа по валютным спекуляциям составляет около 10–20 коп. с $1.
«Получается, что все вместе спекулянты зарабатывают за день 2–4 млрд грн ($150–330 млн)», — заключает эксперт.
При этом он говорит, что порой спред доходит до 1 грн, «тогда заработки резко увеличиваются». Впрочем, из этих заработков нужно вычесть расходы спекулянтов «на крышу» и на процент работникам банков, которые собирают валюту.
«Сейчас валютные спекуляции — единственный вид дохода на финансовом рынке Украины. По части кредитования — большие убытки, фондовый рынок никакого дохода не приносит», — резюмирует Охрименко.
Чувства у большинства валютчиков противоречивые.
«С одной стороны, если такая нестабильность будет и дальше, то мы за год можем миллионерами стать. С другой — ясно, что тогда экономике кирдык настанет и жить всем будет не за что», — объясняет владелец трех пунктов обмена Иван. Сейчас, в разгар ажиотажа, Иван зарабатывает около $500 в день.
Опасения спекулянта подтверждает и руководитель Центра мировой экономики Национальной академии наук Олег Устенко. Он рассчитывает, что НБУ постарается закрепить гривну на уровне 12 грн/$, потому что при курсе 15 грн/$, в который верят некоторые другие эксперты, межбанковского рынка не будет: «Он закроется».
«Появится два курса, один — Нацбанка, другой — теневого рынка. В Украине при этом будет разруха», — прогнозирует он.