Еврокомиссар по энергетике Гюнтер Эттингер считает, что Россия вряд ли будет использовать поставки энергоносителей в качестве рычага давления на Европу. «Я не думаю, что Владимир Путин сделает энергетические поставки инструментом своей политики», — заявил Эттингер в интервью немецкой Bild, опубликованном во вторник.
При этом, по словам Эттингера, Еврокомиссия готовит к октябрьскому саммиту Евросоюза анализ возможных последствий полной остановки поставок российского газа. Кстати, еще в июне страны G7 и ЕС заявляли о необходимости разработать планы энергоснабжения на зиму 2014–2015 годов, «учитывающие возможные перебои с поставками энергоносителей, реальность которых продемонстрировал кризис на Украине».
Россия пока не делала заявлений касательно возможного прекращения поставок газа в Европу. А вот Украина, через которую идет около половины российского газового транзита в ЕС (по данным «Укртрансгаза», в прошлом году объемы достигли 86 млрд кубометров из 161 млрд кубов, которые Россия поставила в Европу), в середине августа приняла законопроект, позволяющий в случае необходимости перекрыть транзит энергоресурсов через ее территорию.
«С точки зрения экономики для России прекращать поставки в Европу было бы самоубийственным решением, — комментирует политолог Дмитрий Орешкин. — Как только прекратятся поставки на Запад, Китай, с которым в мае было заключено соглашение о поставках газа, начнет выкручивать «Газпрому» руки, добиваясь снижения цены».
Политолог отмечает, что в Кремле это тоже понимают, а российские власти в торговых отношениях с зарубежными партнерами всегда были более чем рациональны. «С другой стороны, еще более прагматичная Европа на всякий случай должна готовиться к худшему и иметь план действий», — поясняет Орешкин.
Впрочем, сам Эттингер в первую очередь говорит именно об Украине. Он напомнил, что украинские газохранилища на данный момент заполнены лишь наполовину (в них накоплено около 15 млрд кубометров газа, и именно газ украинских ПХГ обычно используется для обеспечения бесперебойного транзита в Европу зимой, когда потребление растет). По словам Эттингера, украинские ПХГ должны быть заполнены до начала зимнего сезона.
«Шесть стран Евросоюза на 100% зависят от российского газа, — подчеркнул Эттингер. — Четыре из них получают газ напрямую из России, минуя Украину. Но Болгария и Словакия в случае прекращения украинского транзита будут полностью отрезаны от поставок газа».
Эттингер не сказал, что транзит может быть прекращен по решению Киева. По словам еврокомиссара, причины «могут быть разные, например — теракт».
Европейский чиновник отметил, что переговоры Владимира Путина и Петра Порошенко, которые должны состояться во вторник в Минске, являются «хорошим знаком». В основном они будут посвящены урегулированию конфликта, но ранее сообщалось, что также будет обсуждаться и газовый вопрос.
По оценкам российского Фонда национальной энергетической безопасности, в 2013 году из России через Украину Словакия и Словения получили 100% потребляемого газа, Болгария — 90%, Австрия, Греция, Чехия и Хорватия — более 50%, Италия — более 40%. И только Польша и Румыния не столь зависимы от Украины. Причем в материалах фонда отмечается, что в 2014 году Чехия и Словакия стали получать российский газ через газопровод «Северный поток», избежав таким образом рисков украинского транзита.
Основная проблема кроется в том, что Европе на данный момент практически нечем заместить российский газ в случае прекращения его поставок.
Традиционные поставщики из Африки — Алжир и Ливия — сейчас не могут нарастить поставки. Основной европейский газопроизводитель Норвегия снижает добычу и в любом случае мог бы обеспечить только близлежащие страны. Теоретически Европа могла бы задействовать неиспользуемые мощности по приему сжиженного природного газа (СПГ). Но большую часть СПГ производители направляют на премиальные азиатские рынки (в первую очередь — японский), и чтобы перехватить эти объемы, европейцам, по оценкам замглавы ФНЭБ Алексея Гривача, придется предлагать цену примерно на $100 за 1 тыс. кубометров превышающую действующую цену трубопроводных поставок ($360–380).
Однако позднее во вторник министр энергетики и угольной промышленности Украины Юрий Продан заявил, что Киев перекрывать транзит не будет. «Украина никогда в жизни не перекрывала транзит российского газа», - сказал он, отметив, что «транзит зависит от «Газпрома». «И европейские компании имеют договора с «Газпромом». Европейские трейдеры и энергетические компании не имеют договоров с украинским оператором», - указал Продан.
В конце прошлой недели Украина внезапно заявила, что для нормального отопительного сезона ей необходимо еще 5 млрд кубометров российского газа. Об этом в субботу говорил украинский премьер-министр Арсений Яценюк. При этом ранее Киев неоднократно заявлял, что намерен прожить зиму вообще без газа из России. Напомним, что Украина прекратила закупать российский газ в середине июня, после того как «Газпром» перевел «Нафтогаз» на предоплату из-за неоплаченного долга в $5,3 млрд.
По словам Яценюка, украинские власти зарезервировали для покупки газа $3,1 млрд. Премьер-министр не уточнил, какая часть этих денег пойдет на закупку именно российского топлива.
Основным вопросом в переговорах будет вопрос цены. С начала апреля «Газпром» отменил две действующие скидки (опять-таки из-за долгов «Нафтогаза»), в результате чего цена выросла с $268,5 до $485 за 1 тыс. кубометров. Киев заявил, что эту цену не признает и считает рыночной именно $268,5, и пообещал расплатиться с долгами, как только «Газпром» снизит цену. Российская компания предложила снижение до $385 — примерно такова средняя цена российского газа для соседей Украины, — но Киев это предложение не устроило.
Признавать цену, установленную «Газпромом», Украина явно не собирается и сейчас. Во вторник «Нафтогаз» заявил, что вернул «Газпрому» переплату за транзит в размере $10,54 млн.
«Сложившаяся ситуация связана с разночтениями между компаниями относительно определения размера ставки транзита по территории Украины, — говорится в сообщении украинской компании. — Ранее «Газпром» перечислил аванс за услуги транзита. Формула расчета транзитного тарифа учитывает цену газа, поставляемого российской компанией для Украины. По расчетам «Нафтогаза», аванс еще не был израсходован в полном объеме».
Председатель коллегии адвокатов «Ваш юридический поверенный» Константин Трапаидзе указывает, что если бы Украина приняла доплату за транзит, это означало бы, что она признает и повышение цен на собственно российский газ.
Однако в ходе предстоящих переговоров Путина и Порошенко не исключено достижение компромиссного соглашения на базе предложения по снижению цены, ранее сделанного «Газпромом».
«Украина сейчас покупает газ по реверсу из Европы по $360–370 за 1 тыс. кубов. И это летом, зимой цена будет уже другой, — напоминает Алексей Гривач. — Учитывая зарезервированные средства, Киев мог бы погасить часть долга и провести предоплату российского газа по ранее предложенной «Газпромом» цене в $385».