Совет директоров Международного валютного фонда на заседании 29 августа рассмотрит возможность выделения второго транша Украине. Его объем — $1,4 млрд. В апреле этого года Украина получила от МВФ первый транш кредита в объеме 2,058 млрд SDR (около $3,2 млрд). Предполагалось, что второй транш Киеву выделят 25 июля, третий — 25 сентября и четвертый — 15 декабря. Но выплаты были отложены.
Совет директоров МВФ 30 апреля одобрил предоставление Киеву двухлетнего кредита по программе stand-by в размере $17,01 млрд для поддержки экономической программы украинского правительства по восстановлению макроэкономической стабильности и обеспечению экономического роста.
Эксперты считают, что МВФ предстоит решить сложную задачу: продолжить программу кредитования украинской экономики или свернуть ее, учитывая политическую ситуацию и непрекращающиеся военные действия на юго-востоке страны, пишет The Financial Times.
Издание отмечает, что экономические прогнозы в отношении Украины в условиях войны становятся все более пессимистичными. А значит, доходы казны в этом году будут сокращаться. В МВФ не питают иллюзий относительно перспектив экономики Украины. МВФ в марте считал, что ВВП Украины в 2014 году сократится на 3%, в мае фонд пересмотрел эту цифру — до 5% падения. Недавний прогноз — минус 6,5% ВВП. Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) прогнозирует минус 7% ВВП по итогам текущего года.
Но даже и ухудшенные прогнозы выглядят оптимистично. В последние дни в западных СМИ некоторые эксперты сравнивают Украину с Грецией, в которой программа фонда оказалась провальной.
В этих условиях продолжение финансовой поддержки Украины выглядит весьма рискованным. Вместе с тем, по мнению аналитика по развивающимся рынкам Standard Bank Тимоти Эша, МВФ, скорее всего, одобрит выделение очередного транша объемом $1,4 млрд, несмотря на возможное невыполнение украинской властью части ранее выдвинутых условий. «Мое шестое чувство подсказывает, что они это сделают, поскольку его невыдача в условиях нестабильной ситуации с финансированием бюджета и внешнего дефицита может привести к краху на украинском рынке, в частности украинской гривны», — говорит аналитик.
Отказ от дальнейшего кредитования, считает Эш, сделает «сложную ситуацию еще сложнее». Аналитик обратил внимание на разногласия в структурах украинской власти, которые могут помешать выполнению согласованного с МВФ плана реформ. Об этом свидетельствует отставка министра экономики Павла Шереметы, которого многие считали одним из реформаторов.
Он ушел со своего поста, не желая больше бороться с людьми «вчерашнего дня». Это заявление экс-министра стало особенно разочаровывающим, поскольку сигнализирует, что попытки реформ на Украине сталкиваются с укоренившимися корпоративными интересами «старой гвардии», отметил Эш.
Аналитик добавил, что одно из условий, которое украинская власть должна была выполнить для получения второго транша кредита МВФ, — принятие закона о новом ведомстве для борьбы с коррупцией.
Ранее на эту проблему указывал и премьер Арсений Яценюк, заявивший, что правительство готово в полном объеме выполнить план приватизации госактивов, в том числе по причине разгула коррупции в госкомпаниях.
В апреле, когда МВФ утвердил программу помощи Украине, Тимоти Эш оценивал этот план как красиво написанный проект, однако представляющий собой скорее фантастический, а не основанный на реальных фактах документ. Такое предположение может оказаться пророческим, поскольку никто не может предсказать, когда и на каких условиях закончится конфликт в мятежных регионах Украины и сколько времени потребуется на восстановление украинской промышленности и инфраструктуры.
В свою очередь, официальный Киев неоднократно заявлял, что выполнил все условия для того, чтобы получить второй транш кредита МВФ. И еще лучше — второй и третий одновременно и до конца этого года.
На этой неделе министр финансов Александр Шлапак заявил, что Украина попросит МВФ пересмотреть график выделения средств в рамках кредита stand-by, объединив третий и четвертый транши с возможностью получения их до конца 2014 года. По его расчетам, речь идет о сумме в $2,2 млрд.
Главный экономист по России и СНГ BofA Merrill Lynch Владимир Осаковский уверен, что МВФ не свернет программу стабилизации экономики на Украине без достаточного повода.
«Это может произойти в двух случаях. Либо Украина найдет альтернативные источники поддержки своей экономики, что в нынешних условиях представить проблематично. Или в том случае, если Украина откажется от выполнения программы действий по реформированию своей экономики, согласованной с МВФ. Но Украина, наоборот, готова сделать все, готова выложиться, но исполнить условия МВФ», — говорит Осаковский, напоминая, впрочем, что МВФ во времена президентства Виктора Януковича приостанавливал действие своей программы в стране.
Вооруженный конфликт на Украине, по словам Осаковского, судя по всему, не является препятствием для выделения помощи, так как эксперты МВФ считают, что это не военный конфликт, а контртеррористическая операция. «В 1998 году МВФ выдавал кредит России, хотя в стране был введен режим КТО», — напоминает Осаковский.
Экономических оснований для отказа в кредитовании Украины тоже нет, считает Осаковский.
«Обвал гривны по отношению к доллару США пойдет на пользу Украине, ее экономика станет более конкурентоспособной. Кроме того, правительство Украины начало реально проводить реформы госсектора, административные барьеры снижены. А снижение импорта газа в связи с сокращением экономики тоже можно зачесть ей в плюс», — считает Осаковский.
<4>Менее оптимистична аналитик «Церих Кэпитал Менеджмент» Елена Шишкина. Она считает, что шансы Украины погасить долги перед кредиторами стремительно снижаются.
«Новый транш помощи МВФ будет использован на рефинансирование текущей задолженности и попытки стабилизировать гривну. Средств, чтоб пережить «стабилизацию» экономики, не останется», — говорит Шишкина.
Если МВФ откажется поддерживать украинскую экономику, страну ждет финансовый коллапс, уверена эксперт. «В текущей ситуации можно утверждать, что обойтись без внешних вливаний Киев не сможет. Однако «подсаживание на иглу» МВФ тоже достаточно тернистый путь, так как выделение нового транша будет обусловлено новым этапом «затягивания поясов», — говорит эксперт.
Самое худшее, что ждет Украину, — это невыполнение кредитных требований МВФ, полагает Татьяна Орлова из банка RBS.
«Фонд указал, что понадобится пересмотр параметров кредитного соглашения, если власти в Киеве утратят контроль и перестанут получать доходы из каких-либо регионов страны. Именно этот сценарий сейчас и реализуется», — говорит Орлова.
Донецкая и Луганская области вместе производят 16% ВВП Украины, уже потерянный Крым давал около 4% ВВП.
«Правки в программе МВФ возможны, но не кардинальные. Не в правилах МВФ принципиально менять условия игры, проще отказаться от продолжения программы, если ситуация ухудшится, — говорит Анна Кокорева, аналитик «Альпари». — Уменьшать размер финансовой помощи МВФ тоже вряд ли будет. Тогда кредит теряет смысл. Деньги выделяются на то, чтобы восстановить экономику, а не на то, чтобы наладить работу институтов частично».