Украина продолжает переживать кризис в промышленной отрасли. Только в июле 2014 года объемы промышленного производства в стране упали на 12,1% в сравнении с аналогичным месяцем 2013 года. Если сравнивать с июнем 2014 года, то падение составило 2,2%. Такие цифры приводит Госслужба статистики Украины.
Эксперты указывают на то, что если в январе — июне 2014 года объемы промпроизводства упали на 4,7%, то в январе — июле — уже на 5,8%. Таким образом, спад промпроизводства в стране ускоряется.
Тяжелее всего сейчас приходится промышленникам Луганской (–56%) и Донецкой (–28,5%) областей. Из 25 регионов Украины только в семи статистики обнаружили рост объемов производства.
Если говорить про регионы, попавшие в зону АТО, то там решающий фактор — это, конечно, война. Но кризис в украинской промышленности начался раньше: по итогам 2013 года отрасль снизила обороты на 4,7%, и даже в относительно благополучном 2012 году было отмечено 0,5-процентное падение.
За последний год, если судить по результатам июня, сильнее всего пострадали угольная (–28,7%) отрасль, машиностроение (--23,8%), химпром (–22,2%), нефтеперерабатывающая отрасль (--15,9%), производство резины (--13,8%), металлургия (--12,3%) и производство мебели (--12,5%). Рост производства в июле 2014 года по сравнению с июлем прошлого года зафиксировала только отрасль производства фармацевтических продуктов и препаратов — на 4,1%.
<2>Еще больше месяца назад Ассоциация автопроизводителей Украины била тревогу: отсутствие поставок комплектующих из Донецкой и Луганской областей поставило на грань остановки Запорожский автомобилестроительный завод. В Донецкой области у Запорожского автомобилестроительного завода — 25, а в Луганской — 11 предприятий-поставщиков.
18 августа стало известно, что ЗАЗ приостанавливает производство автомобилей и увольняет 21 тыс. сотрудников. Согласно приказу, в октябре предприятие покинет последний работник. До настоящего момента предприятие работало на трехдневной рабочей неделе, а многие сотрудники уходили в отпуск за свой счет. Некоторые цеха предприятия уже выставлены на продажу. Объемы выпуска легковых автомобилей на заводе упали на 98,9%. В июле завод выпустил только восемь машин, а за последних два месяца не произвел ни одного автобуса.
Без газа
Директор Института энергетических исследований Дмитрий Марунич говорит, что в июле 2014 года по сравнению с июлем 2013-го в стране сократилось потребление природного газа на 30%. По мнению эксперта, сокращение объемов потребления произошло за счет остановки целых предприятий, которые этот газ потребляли. «Если все такими темпами будет раскручиваться, то Украина будет территорией без промышленности», — сокрушается он.
Аналитик добавляет, что не ожидал такого резкого спада потребления газа.
Но сейчас хуже всего то, что к концу зимы газ в украинских ПХГ закончится и промышленность просто не сможет без него работать. Эксперт полагает, что, даже если Украина использует все возможности по части реверса, а потребление газа упадет в два раза, у нее будет дефицит как минимум 10 млрд куб. м природного топлива.
«Рано или поздно, если мы хотим, чтобы в Украине существовала промышленность, нужно будет каким-то образом покупать российский газ», — заключает Марунич.
Не так давно министр Украины установил лимиты потребления природного газа для всех потребителей, чтобы успешно провести отопительный сезон. Документ предусматривает сокращение использования природного газа промышленностью и предприятиями коммунальной теплоэнергетики сразу на 30%. Эксперты же говорят, что эти меры по экономии могут закончиться серьезными экономическими последствиями для целых украинских регионов.
В первую очередь недостаток газа ударит по предприятиям цементной, азотной, стекольной промышленности, металлургии, отдельных сегментов химпроизводства. Под ударом окажутся в первую очередь и некоторые градообразующие предприятия, которые несут большую социальную ответственность: «АрселорМиттал Кривой Рог», черкасский «Азот», «ХайдельбергЦемент Украина», «Днепразот» и др.
Сейчас в украинском кабмине говорят о необходимости ограничения экспорта угля из-за дефицита топлива внутри страны. «Вопрос обсуждался кабинетом министров Украины в качестве одного из вариантов решения проблемы с образовавшимся из-за военных действий дефицитом топлива», — объяснял ранее глава Независимого профсоюза горняков Украины Михаил Волынец.
Прогнозы относительно экономики Украины сейчас тоже пессимистичны. «Падение ВВП Украины прогнозируется на 5% по итогам 2014 года. Незначительный рост на уровне 0,5% ожидается в 2015 году и более существенный показатель, 3,5%, — в 2016-м», — заключают эксперты Ernst & Young. Что будет с промпроизводством к концу года, остается только догадываться.