Появились первые претенденты на управление украинской газотранспортной системой. Как сообщает в понедельник ИТАР-ТАСС со ссылкой на источники, свой интерес выразили три иностранные компании, в том числе американская Chevron. Официальные заявки ожидаются в ближайшее время, после того как будут завершены все необходимые юридические процедуры.
В Chevron «Газете.Ru» отказались комментировать эту информацию, заявив, что не комментируют слухи. Представитель «Нафтогаза Украины» напомнил слова главы компании Андрея Коболева, который сказал, что «Нафтогаз» ведет переговоры с рядом операторов, но раскрывать детали не готов.
«Принятие закона о реформировании ГТС позволяет перевести переговоры на следующий уровень, начать необходимые действия по оценке активов и обсуждению условий», — отметил Коболев.
В прошлый четверг Верховная рада Украины приняла во втором чтении поправки в закон о реформировании управления украинской газотранспортной системой. Эта идея озвучивалась в разных вариантах на протяжении нескольких лет.
Так, экс-президент Украины Виктор Янукович уже ранее предлагал создать трехсторонний консорциум по управлению ГТС с участием России и европейских компаний. Европа, впрочем, не заинтересовалась, отказался и «Газпром» — российской монополии нужна если не вся ГТС, то по меньшей мере 50%, и не в управление, а в собственность. Новые власти Украины в лице премьер-министра Арсения Яценюка предложили проект, согласно которому управлять ГТС будет не государство, а специально созданная компания-оператор, в которой Украине будет принадлежать контрольный пакет, а 49% могут быть проданы зарубежным инвесторам. Предполагается, что это будут компании из США, Евросоюза или Европейского энергетического сообщества (ЕЭС, альянс, объединяющий более 50 стран, подписавших и ратифицировавших Энергетическую хартию; Россия хартию подписала, но не ратифицировала).
А вот участие России, как ранее отмечал Яценюк, уже исключено.
Именно этот вариант и одобрили украинские парламентарии. Также в документе говорится о подземных газохранилищах, оператором которых также может быть структура с участием резидентов США, ЕС или ЕЭС. Обе компании-оператора должны быть созданы к 1 января 2015 года.
Однако возникает вопрос о целесообразности такого приобретения западными инвесторами. Дело в том, что Россия в 2015 году планирует запустить газопровод «Южный поток», который призван как раз обеспечить поставки в Европу в обход Украины. После того как труба выйдет на полную мощность (63 млрд кубометров в год), Украина практически полностью лишится транзита. По наиболее оптимистичным оценкам, транзит через Украину сохранится лишь на уровне 10–15 млрд кубометров в год, но она может лишиться и этого, например, при наращивании поставок через другие транзитные каналы. Впрочем, по оценке главы East European Gas Analyses Михаила Корчемкина, в существующем виде (примерно 170–220 млн кубометров в сутки в зависимости от сезона. — «Газета.Ru») поставки через территорию Украины могут просуществовать еще шесть-семь лет. Это связано с тем, что «Южный поток», по словам эксперта, вряд ли будет запущен в заявленные сроки.
Проект торпедируют все те же США, причем в альянсе с Европой.
Именно под давлением Запада летом текущего года было заморожено строительство «Южного потока» в Болгарии. Как раз после июньской встречи с американскими сенаторами Джоном Маккейном, Роном Джонсоном и Кристофером Мерфи премьер-министр Болгарии Пламен Орешански распорядился приостановить работы по проекту. Позднее болгары заявляли, что ЮП соответствует всем нормам европейского законодательства, министр иностранных дел Болгарии Кристиан Вигенин говорил, что страна поддерживает проект, но он так и не был возобновлен. В понедельник 18 августа Болгария сообщила о приостановке всех работ по строительству газопровода, включая процедуры по заключениям договоров по проекту. Соответствующее письмо подписал министр экономики и энергетики Васил Щонов, сообщается на сайте ведомства.
Штаты выступают против «Южного потока» из-за украинского конфликта, Европа указывает на несоответствие проекта нормам Третьего энергопакета Евросоюза, который, в частности, запрещает одной и той же компании (в данном случае «Газпрому») заниматься и поставками, и транспортировкой газа.
Но Украина может перекрыть и действующий транзит. На прошлой неделе Верховная рада во втором чтении приняла законопроект, позволяющий прекратить через украинскую территорию поставки энергоресурсов. Эта мера входит в пакет из 29 санкций, разработанных украинским правительством в отношении России.
«Продажа ГТС без российского газа — странная идея. Сама по себе газотранспортная система на данный момент не имеет ценности для покупателя, — комментирует президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко. — Вот если Украина реально начнет добычу сланцевого газа (об этом Украина также заявляет уже на протяжении нескольких лет, вне зависимости от того, кто находится у власти. — «Газета.Ru»), тогда ГТС можно использовать для продажи этого газа в Европу». Но пока еще только ведутся разведочные работы и только после 2017 года будет понятно, есть ли на Украине промышленные запасы сланцевого газа. А сама промышленная добыча может начаться не ранее 2020 года».
Кстати, именно Chevron ведет на Украине геологоразведку сланцевого газа. Речь идет об Олесской площади (Западная Украина). Как заявлял ранее украинский экс-министр энергетики Эдуард Ставицкий, Олесский участок потенциально может давать до 5 млрд кубометров газа в год. Также Chevron владеет разрешением на поиск «сланца» в Литве и Румынии.
Но сейчас, по словам Охрименко, покупатели ГТС в любом случае будут вынуждены договариваться с Россией о поставках. «Без соглашения с Россией продажа газотранспортной системы маловероятна. По любой цене», — подчеркивает эксперт.
«Нафтогаз» оценивает ГТС в $40–45 млрд. Но, отмечает Охрименко, это очень условная цена. По оценке эксперта, без российского газа трубы стоят лишь $2–3 млрд. При этом на реконструкцию ГТС потребуется $10–15 млрд.
Украинский эксперт в сфере энергетики, бывший пресс-секретарь «Нафтогаза» Валентин Землянский говорит, что со стороны США участие в управлении украинской ГТС является чисто политическим решением. Землянский напомнил, что Украина собирается в 2015 году принять Третий энергопакет ЕС.
По его словам, если исходить из положений Третьего энергопакета, помимо изменения точки продажи газа (Украина настаивает на том, что газ должен продаваться на российско-украинской границе, а не на границах Украины со странами ЕС. — «Газета.Ru») «Газпром» должен будет предоставить компании-оператору так называемые шиппер-коды, которыми определяются суточные объемы и направления поставок.
«В такой ситуации Chevron будет контролировать перемещение российского газа в ЕС, — указывает Землянский. — Ни Россия, ни Европа в этом не заинтересованы. Газовый рынок Европы достаточно узкий и консервативный. Чужаков здесь не любят, особенно из Нового Света».
Землянский прогнозирует, что с высокой долей вероятности теперь строительство «Южного потока» будет лоббировать уже и Европа, что в итоге приведет к потере Украиной значительных объемов транзитного газа.
Глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов также отмечает, что вхождение американцев в украинскую ГТС вызовет недовольство европейских клиентов «Газпрома».
«В итоге Европа получит ненадежную страну-транзитера с непредсказуемым правительством, плюс ко всему трубу будут контролировать американцы, — говорит глава ФНЭБ. — Это ни в коей мере не способствует повышению энергобезопасности стран Евросоюза».
При этом Симонов уверен, что США не удовлетворятся миноритарной долей в операторе и будут стараться так или иначе получить контрольный пакет. Кстати, именно так Россия поступила с Белоруссией: сначала приобрела 50% «Белтрансгаза», а потом добилась полного перехода компании под контроль «Газпрома».
«Москва сейчас будет делать все, чтобы запустить «Южный поток», который позволит избежать транзита газа через Украину, — говорит Симонов. — США могут получить какой-то доход от пока идущего транзита (общие выплаты «Газпрома» за транспортировку газа через Украину, по словам Симонова, составляют около $4 млрд в год), но добиваться контроля над трубой, которую вот-вот «осушат», — вряд ли в этом заключается стратегия американцев».
По словам Симонова, долговременная стратегия Штатов на 10–15 лет заключается в том, чтобы вообще перекрыть поставки российского газа в Европу, заменив их поставками из подконтрольных стран.
Причем основным потенциальным поставщиком здесь является Иран, который США пока не контролируют, но, по словам Симонова, американские власти рассчитывают именно на это.
Иран на прошлой неделе как раз заявлял, что готов поставлять газ в Европу. Речь пока идет примерно о 35 млрд кубов в год, что несопоставимо с 160 млрд кубометров российских поставок.