Федеральная антимонопольная служба выдала предписание «Яндексу» о прекращении рекламы азартных игр и готовится возбудить дело об административном правонарушении, говорится в сообщении пресс-службы ведомства. Несмотря на установленное законодательством ограничение доступа к азартным играм в сети интернет и их рекламе, в поисковой системе «Яндекс» в июне этого года на территории России распространялась реклама азартных игр, сообщила служба.
Комиссия ФАС пришла к выводу, что «Яндекс» в рекламном блоке своего поисковика распространял рекламу азартной игры в покер, фактически предоставляя гражданам России свободный доступ к размещенным на интернет-сайтах азартным играм, что «прямо запрещено законодательством Российской Федерации».
«Яндексу» как «рекламораспространителю ненадлежащей рекламы азартных игр» выдано обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения.
«Данное дело по ненадлежащей рекламе азартных игр будет первым в своем роде», — рассказали «Газете.Ru» в Федеральной антимонопольной службе.
Пресс-служба интернет-компании пояснила «Газете.Ru», что до публикации объявлений текст рекламы и страница, куда она ведет, проверяются на соответствие законодательству. «В момент публикации рекламы на рекламируемых сайтах пользователям не было обещано денежного выигрыша и не было указаний на возможность делать денежные ставки, — пояснили «Газете.Ru» в «Яндексе». — Более того, реклама обещала только бесплатную игру, что российским законодательством не запрещено».
О том, что платная игра предлагалась при скачивании с сайта отдельных приложений для десктопа и смартфонов, компании стало известно после жалобы одного из пользователей. При этом, отметили представители «Яндекса», основные сайты правила не нарушали.
«Автор жалобы так и написал в своем обращении в ФАС: перешел по ссылке с сайта, скачал приложение, а там платная игра, — рассказали «Газете.Ru» в пресс-службе интернет-компании. — Как только мы разобрались в ситуации, мы остановили показ этих объявлений. Это случилось еще в июне».
Решение антимонопольной службы считается вступившим в силу со дня появления полного текста документа и уведомления ответчика по делу. По словам представителя ведомства, полный текст будет готов в понедельник.
«Хотя компания уже убрала ненадлежащую рекламу, факт правонарушения был зафиксирован, нарушение было явное, поэтому в отношении «Яндекса» будет возбуждено дело об административном правонарушении, — сообщили «Газете.Ru» в пресс-службе ФАС. — Штраф может составить от 100 тыс. до 500 тыс. руб.».
По информации ведомства, при наборе слова «покер» в строке поиска система «Яндекс» выдавала блок с пометкой «реклама», в котором были размещены три рекламных объявления с приглашением играть в покер: «Покер онлайн бесплатно!», «Покер на Full Tilt Poker.net!» и «PokerStars: Крупнейший покер рум!». Реклама игры в покер представляла собой гиперссылку для перехода на определенные сайты, выход на которые «давал возможность игры с использованием информационно-телекоммуникационных сетей».
Как показала проверка, по состоянию на 15.00 15 августа при поиске слова «покер» в поисковой системе не выдается рекламного блока «с приглашением играть в покер». В замеченной «Газетой.Ru» рекламе по данному запросу предлагается только покупка принадлежностей для азартных игр оффлайн. При этом на стартовой странице «Яндекса» при вводе слова «покер» в подборке схожих запросов других пользователей выводится ссылка на сайт азартных игр, об одном из которых идет речь в пресс-релизе Федеральной антимонопольной службы.
К таргетированным сервисам «Яндекса» в последнее время предъявляется немало претензий, главной из которых является то, что компания не контролирует должным образом весь рекламируемый через сервисы контент.
Например, в начале апреля 2014 года в рамках общего собрания членов Ассоциации компаний розничной торговли России (АКОРТ) было озвучено мнение, что «Яндекс» должен нести ответственность за нарушение прав потребителей, которые могут купить контрафактный товар с помощью сервиса «Яндекс.Маркет».
На собрании президент и основатель розничной сети «М.Видео» Александр Тынкован предложил обратиться в Роспотребнадзор и Минпромторг с соответствующими предложениями. Президент «М.Видео» подчеркнул, что «Яндекс» стал мегарегулятором рынка электронной торговли и должен нести ответственность за нарушения на рынке.
Сервис «Яндекс.Маркет» позволяет сравнивать цены на товары от различных продавцов, однако в нем представлены товары, которые, по мнению ассоциации, в подавляющем большинстве являются контрафактными или продаются лицами, ведущими незаконную предпринимательскую деятельность. Таким образом покупатели вводятся в заблуждение, так как товары не сертифицированы в России и не имеют гарантийной поддержки в стране.
Схожие претензии в конце апреля 2014 года высказывались в рамках VI Международного форума «Интеллектуальная собственность — XXI век» на заседании секции Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ). «Большинство рекламных онлайн-сервисов, являясь одновременно рекламопроизводителями и рекламораспространителями, не проявляют надлежащей осмотрительности при размещении рекламных объявлений интернет-магазинов, в результате чего оказываются участниками нарушения прав на интеллектуальную собственность», — говорилось в резолюции секции. При этом в проекте резолюции отмечалось, что существенная доля покупательского трафика интернет-магазинов в России формируется рекламной площадкой и поисковым сервисом «Яндекс», доля которого на рынке поисковиков превышает 60%.