Правительство Великобритании приняло решение снять запрет на добычу сланцевого газа на территории страны. В понедельник на первом за шесть лет тендере лицензий на береговую добычу нефти и газа правительство Великобритании анонсировало открытие около половины территории страны для компаний, которые намерены разрабатывать добычу сланцевого газа, сообщает The Guardian. Конкурс может привлечь значительное внимание со стороны энергетических компаний, которые заинтересованы в разведке британских сланцевых запасов, особенно на северо-западном месторождении Боулэнд, в центральном поясе Шотландии и в Уилде на юго-востоке.
В частности, в список открытых для добычи сланца городов и прилегающих территорий были внесены Лондон, Бирмингем, Манчестер, Ливерпуль, Лидс и Шеффилд, пишет The Telegraph.
Аргументируя необходимость разработки данного вида топлива, министр энергетики Мэттью Хэнкок в интервью на радио BBC заявил: «В большом количестве английских домов по всей стране используется газ, и наверняка кто-то сейчас готовит завтрак на газовой плите в то время, как я говорю». Местное и стабильное энергоснабжение, по его словам, большая ценность, хотя к разработке и нужно подходить с осторожностью.
Вместе с пониманием необходимости обеспечить надежную защиту окружающей среды Британия говорит «да» развитию сланцевой добычи и изучению возможностей, которыми обладает страна».
Британские чиновники рассчитывают, что сланцевый газ может стать серьезным подспорьем для энергетической системы страны. «Поскольку 80% нашего отопления обеспечивает газ, а запасы в Северном море уменьшаются, нетрадиционные источники газа могут стать важной частью будущей структуры нашей энергетики», — цитирует мнение «теневого» министра энергетики Великобритании лейбориста Тома Гритрекса BBC. Однако Гритрекс, так же как и Хэнкок, добавил, что есть обоснованная озабоченность экологическими проблемами, которые необходимо решить, прежде чем начнется добыча. Проблема заключается в том, на какой территории правительство страны разрешило развивать добычу нетрадиционного вида газа.
По словам Мэттью Хэнкока, может быть разрешена добыча сланцевого газа даже в национальных парках, поскольку на протяжении десятилетий в них уже велись разработки по добыче нефти и традиционного газа. Согласно картам, представленным на тендере, разработка месторождений допустима в 10 из 13 национальных парков Англии и Уэльса.
Впрочем, согласно новым правилам, выпущенным правительством Великобритании, лицензии на добычу сланцевого газа методом гидроразрыва пласта (фрекинга) в живописной местности могут быть выданы лишь в исключительных обстоятельствах. По мнению министров, правила проведения тендера стали более строгими, чем раньше. Кроме того, на компании, подающие заявку на фрекинг в заповедниках, будут наложены дополнительные обязательства. Например, для начала своей деятельности энергетические компании будут обязаны получать несколько документов: разрешение на проектные работы, лицензию от агентства по окружающей среде и допущение со стороны управления по вопросам охраны здоровья, техники безопасности и охраны труда.
Национальный фонд (организация по охране исторических памятников, достопримечательностей и живописных мест) выразил сдержанное одобрение происходящего. 40% земель, которые контролирует Национальный фонд, находятся в национальных парках, фонд владеет большими участками земли в других «районах исключительной природной красоты».
«Мы приветствуем новые указания по разработке проектов, которые ясно дают понять, что заявки на добычу в этих областях должны быть отклонены, если только речь не идет об исключительных обстоятельствах», — заявил заместитель директора Национального фонда по внешним связям Ричард Хебдитч. «Мы надеемся, что новые правила отразят гораздо более осторожный подход, чем раньше, и что при таком подходе мы сможем избежать риска превращения самых неповторимых уголков страны в места, где в промышленных масштабах добываются нефть и газ», — добавил он.
Разработка месторождений в национальных парках будет разрешена только при доказательстве факта добычи в общественных интересах. Дополнительными полномочиями был наделен министр по делам общин Великобритании Эрик Пиклз, который теперь имеет право разрешить или запретить разработку проекта, если он не будет удовлетворять требованиям правительства. В целом в правительстве надеются, что строгие правила допуска добычи в национальных парках помогут успокоить некоторых противников фрекинга, которые опасаются, что окружающей среде будет нанесен ущерб.
Однако экологические активисты все равно находят новые правила недостаточно жесткими. Например, британское отделение Greenpeace негативно оценило то, что «исключительные обстоятельства» могут определять местные общины.
«На самом деле, насколько мы можем судить, подобное заявление облегчает разработчикам доступ к добыче ресурсов в национальных парках — потому что теперь мнение министра по делам общин автоматически перевешивает мнение местных властей, которые могут не соглашаться на проект», — говорится в официальном сообщении Greenpeace.
Экологи утверждают, что фрекинг может стать причиной загрязнения грунтовых вод и возникновения подземных толчков, поскольку данный метод заключается во введении в скважину под высоким давлением смеси из воды, песка и химикатов, которая разрывает пласт и высвобождает находящиеся там нефть или газ. Представители промышленности отвергают эту критику, заявляя, что процесс можно сделать безопасным. Хэнкок же заявил, что было бы безответственно не изучить возможности, которые предлагает сланец.
«Добыча сланцевого газа в Великобритании может увеличить нашу энергетическую безопасность, обеспечить новые рабочие места и экономический рост, — сказал Хэнкок. — Мы должны действовать аккуратно, минимизируя риски, чтобы понять, какая часть наших огромных запасов может быть извлечена и стать новым источником энергии внутри страны».
По словам министра, требование некоторой компенсации кажется ему разумным. И хотя в некоторых местах имеются противники проекта, в целом население страны поддерживает идею о необходимости усиления энергетической безопасности.
Однако на просьбу корреспондента BBC назвать общину, которая относится к добыче сланцевого газа положительно, Хэнкок быстро ответить не смог.
Готовность развивать добычу сланцевого газа даже на территории национальных парков может говорить об озабоченности европейских стран своей энергетической безопасностью из-за ухудшения отношений с Россией. Ранее британские власти нервно реагировали на попытки «Газпрома» расширить свое влияние на рынке газа Великобритании. В частности, российскому монополисту не разрешили купить газового трейдера Centrica.
Свидетельством крайнего интереса к повышению собственной добычи ресурса может быть намерение министра энергетики сократить время, отведенное министерствам на рассмотрение заявок компании, с текущих 15 месяцев до шести. «Тайное проведение 14-го лицензионного аукциона после того, как члены парламента ушли на каникулы, показывает, насколько политически ядовитым стал фрекинг», — сказал активист Greenpeace в Великобритании Саймон Клайдсдейл. По его мнению, за навязывание сланца членам кабинета министров, возможно, придется заплатить высокую политическую цену на всеобщих выборах в следующем году.
Впрочем, Великобритания не сразу сможет добиться энергетической достаточности. До начала полноценного бурения пройдет некоторое время, считает научный директор по энергетике Британской геологической службы Роберт Гэтлифф. «На первом этапе вы изучаете все полученные данные, — объясняет он. — После этого вам, вероятно, захочется пробурить одну-две скважины, чтобы получить образцы сланцевого газа и точно узнать его свойства, а также понять, где нужно бурить, чтобы получить как можно больше газа, а где — добывать нефть».
Также он указывает на то, что не все скважины могут быть эффективными. По словам Гэтлиффа, под территорией Великобритании находится до 2 тыс. триллионов кубометров газа, но способа извлечь весь этот газ нет. «Если вы посмотрите, что происходит в США, то увидите, что там пробурено более тысячи скважин, однако они добывают не более 5% газа, — добавил эксперт. — А в Великобритании намного выше плотность населения, кроме того, много газа расположено в чрезвычайно красивых местах. Все это затрудняет возможность его добычи».