14 июля начинает работу Международный авиакосмический салон «Фарнборо Интернешл – 2014». Однако российская делегация на нем будет в сильно сокращенном составе. Великобритания отказала в выдаче виз основной ее части — из-за конфликта между Россией и Украиной. Визы, по данным РИА «Новости», получили 5 из 17 членов делегации. Тех же, кто до Лондона все-таки добрался, в правительстве уже призвали вернуться обратно.
Авиасалон «Фарнборо», проходящий раз в два года в пригороде Лондона, – одно из важнейших событий в мировой авиационной и космической индустрии.
Формально это коммерческое мероприятие, однако, как поясняет британский форин-офис, в связи с действиями России на Украине никто из представителей российского правительства на «Фарнборо-2014» приглашен не был.
Посольство РФ в Великобритании потребовало объяснений от Лондона в связи с инцидентом.
В «Рособоронэкспорте» заявили, что расценивают невыдачу виз как проявление недобросовестной конкуренции, и предупредили, что это может негативно сказаться на имидже страны-организатора.
Россию должны были представлять Роскосмос, Росавиация, государственная корпорация «Ростехнологии», корпорация «Иркут», РСК «МиГ», ОПК «Оборонпром», ОАО «Вертолеты России», ОАО «Компания «Сухой», ОАК. Но представители этих компании, а также технические сотрудники не смогут пересечь границу Соединенного Королевства. Их топ-менеджмент, российские чиновники, а также служба протокола и журналисты не получили виз.
В пресс-службе «Ростехнологий», впрочем, заявили, что глава госкорпорации Сергей Чемезов с самого начала не планировал посещать авиасалон.
«Главой объединенной делегации «Ростеха» на «Фарнборо» первоначально был назначен первый заместитель генерального директора корпорации Владимир Артяков, — пояснили в пресс-службе. — Информация, вышедшая в ряде СМИ, об отказе в визе Сергею Чемезову несет в себе искажение существующих фактов и не имеет отношения к действительности».
Из Минпромторга в «Фарнборо» попали замминистра Юрий Слюсарь и руководитель департамента авиационной промышленности Андрей Богинский, то есть треть от запланированной делегации министерства, рассказал РИА «Новости» источник в ведомстве.
Среди тех, кто все-таки попал на выставку, — корпорация «Иркут» (входит в ОАК). Она совместно с российскими и зарубежными партнерами на своем стенде представляет программу МС-21.
«Экспозиция, развернутая в специализированном павильоне, отражает переход программы из стадии проектирования в стадию производства. В настоящее время Иркутский авиационный завод — филиал ОАО «Корпорация «Иркут» ведет изготовление первых самолетов МС-21 для летных испытаний», — говорится в материалах концерна, распространенных на выставке, цитата по «Интерфаксу».
Для самолетов семейства МС-21 разработаны и испытываются авиадвигатели нового поколения: ПД-14 и PW-1400G. На выставке макеты двигателей представляют «Объединенная двигателестроительная корпорация» и компания Pratt & Whitney. В павильоне МС-21 демонстрируется пилотажный тренажер ПТ-МС-21-300, разработанный НПФ «Системы комплексных тренажеров».
«Вертолеты России» представят средний многоцелевой вертолет Ка-32A11BC, новинку — вертолет Ми-171А2, разработанный на базе вертолетов серии Ми-8/17, а также Ка-52 «Аллигатор», Ми-28НЭ «Ночной охотник» и Ми-35М.
Вице-премьер Дмитрий Рогозин в твиттере рекомендовал тем членам российской делегации, которым все-таки удалось попасть в «Фарнборо», свернуть участие в выставке и вернуться домой.
США на выставке «Фарнборо» намерены представить новое поколение среднего широкофюзеляжного Boeing 787- 9, который на 7 м длиннее нынешней топовой модели Dreamliner 787-8 и вмещает на 40 пассажиров больше. Основной конкурент Boeing — Airbus — также представит новый дальнемагистральный самолет A350, начало поставок которого запланировано уже на конец 2014 года.
Значительная часть переговорщиков, которые должны были принять участие во встречах, все-таки не сможет присутствовать на выставке из-за того, что не были получены визы. Конечно, из-за этого эффективность участия российской делегации в авиасалоне ставится под сомнение. Ключевые российские экспонаты доставлены, но из специалистов, которые могли бы должным образом представить их, провести переговоры и в конце концов продать, приехали далеко не все, рассказывает «Газете.Ru» руководитель аналитической службы агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев.
Он напоминает, что два года назад у российской делегации уже возникали проблемы с получением виз: «Два года назад была такая же ситуация, но тогда были объяснения, связанные с проведением в Лондоне Олимпийских игр. Сейчас такого фактора нет».
С одной стороны, контракты, не заключенные на «Фарнборо-2014», могут быть доработаны и заключены на любом другом мероприятии.
«В мире достаточно престижных авиасалонов, и «Фарнборо» — не крупнейший из них», — отмечает Пантелеев.
С попаданием на крупнейший, французский «Ле-Бурже» ранее визовых проблем не возникало, но, поскольку предсказать дальнейшее развитие событий нельзя, по словам Пантелеева, сейчас стоит искать другие площадки, которые ближе российским партнерам и клиентам, сосредоточенным в странах Юго-Восточной Азии.
Взаимозависимость российских и зарубежных компаний нельзя отрицать. «Если по стратегическому вооружению у России зависимости от иностранцев нет, то коммерческие проекты в области гражданского самолетостроения могут реализовываться только в рамках международной кооперации, — говорит Пантелеев. — Ведь и британский двигателестроитель Rolls-Royce покупает российский титан».
Отказ в посещении «Фарнборо-2014» нанес российским компаниям довольно чувствительный удар по имиджу. «Финансовые потери есть – значительная часть расходов на участие в выставке уже не может быть компенсирована. Но главные потери – имиджевые.
Это крупное мероприятие, на которое не по своему желанию не пришли, а на которое показательно не пустили. И это сигнал для потенциальных партнеров», — говорит Пантелеев.
«Участие в таких выставках носит обязательный характер для компаний из отрасли, которые хотят заявить о себе. Участие в авиасалонах «Фарнборо» приносило нашим компаниям контракты на миллиарды долларов. Например, в 2010 году сумма контрактов составила более $10 млрд, — напоминает гендиректор финансовой компании GKFX Дмитрий Раннев. — Исключение российских чиновников из выставочного пространства — негативный шаг для нашего авиапрома, который сильно зависит от западных технологий, прежде всего электроники. Такая позиция в отношении чиновников может негласно распространяться и на технологии, от которых Москву могут также отрезать».