Bank of Cyprus хочет продать российский Юниаструм-банк, сообщает The Financial Times. Об этом газете заявил руководитель кипрского банка Джон Хурикэн.
Сделка укладывается в общую реструктуризацию, которую глава Bank of Cyprus назвал тактикой «выжженной земли»: все, что недостаточно эффективно работает, должно быть продано или закрыто.
«Это другой бренд, и у него совсем другая клиентура», — объясняет Хурикэн.
Действительно, в рамках реструктуризации Bank of Cyprus весной 2014 года продал убыточную структуру на Украине — PJSC Bank of Cyprus. Покупателем выступил российский консорциум «Альфа-Групп».
Тогда Хурикэн специально подчеркнул, что продажа актива не связана с российско-украинским конфликтом или введенными в отношении России санкциями. «Пока санкции не оказали воздействия на компании или бизнес тех, кто имеет дела с нами на Кипре», — заявил Хурикэн.
Теперь он также отмечает, что желание продать российский актив возникло задолго до событий на Украине.
Bank of Cyprus купил «Юниаструм» в 2008 году, заплатив $576 млн за 80% его акций. Доля в 20% осталась у основателей российской кредитной организации. Но совместная история кипрского и российского банков была неспокойной.
Из-за долгового кризиса на Кипре весной 2013 года активы и счета Bank of Cyprus были заморожены, вклады клиентов частично конфискованы, началась реструктуризация бизнеса.
В конце лета 2013 года в банке прошло списание незастрахованных депозитов, «стрижка» коснулась 47,5% депозитов. Вкладчики в обмен получили акции банка, что полностью изменило его акционерную структуру.
В результате большинство акционеров оказались россиянами. В сентябре 2013 года председателем совета директоров Bank of Cyprus был назначен Владимир Стржалковский, бывший гендиректор «Норильского никеля». Он обещал вернуть доверие вкладчиков и положение банка, одновременно сделав бизнес прозрачным. Ранее сообщалось, что на банковских счетах Кипра у Стржалковского зависла часть «золотого парашюта», выплаченного после ухода из ГМК (в общей сложности порядка $50 млн).
Одновременно в 2013 году Bank of Cyprus оказался в центре скандала из-за покупки «Юниаструма».
Власти Кипра, расследовавшие причины банковского кризиса, заметили, что сделка прошла из оценки в 3,1 капитала кредитной организации. Экс-председатель ЦБ Кипра Атанасиос Орфанидес был обвинен в том, что не предотвратил эту покупку. Аудиторы из Alvarez and Marsal заявили, что бывшие руководители Bank of Cyprus уничтожили ряд документов, которые могли указывать на их причастность к банкротству кредитного учреждения.
«Это пока только планы», — комментирует возможную продажу «Юниаструма» начальник аналитического управления банка БКФ Максим Осадчий.
Рыночная конъюнктура, по словам эксперта, сейчас не располагает к продажам. «Для сделок в банковском секторе рынок пока не благоприятный. Даже эталон российского банковского сектора, Сбербанк, рынком оценивается ниже капитала», — говорит Осадчий.
Интересен банк может быть в первую очередь собственным акционерам. «Скорее всего, миноритарии, Гагик Закарян и Георгий Писков, просто вернут себе банк, — говорит Осадчий. — Ну и цена вряд ли будет близка к той, за которую был продан банк в 2008 году».
«На рынке есть мнение, что таким образом Банк Кипра может рассчитываться с кем-то из российских бизнесменов, чьи деньги зависли на Кипре из-за банковского кризиса, — рассказал директор департамента продаж QB Finance Зелимхан Мунаев.
— Без российских денег Кипру будет очень сложно, и, вполне возможно, российские бизнесмены не хотят ждать, пока на Кипре разберутся с токсичными активами. «Юниаструм» закончил первый квартал с убытком почти в 300 млн руб., и, вполне возможно, российские совладельцы банка хотят выйти из этого бизнеса, продать сетку и оставить себе только «Юнистрим». В любом случае, этот шаг укладывается в тенденцию укрупнения российской банковской системы, которую покидают западные игроки».