Авторы исследования об упадке Детройта рекомендуют властям города потратить $850 млн на снос около 40 тыс. обветшалых зданий, снести или восстановить еще десятки тысяч и расчистить замусоренные площади. Подробный доклад подготовлен и опубликован рабочей группой, созданной еще в сентябре по поручению администрации президента США Барака Обамы. В исследовании также говорится, что разбросанные по всему Детройту громоздкие полуразрушенные останки заводов необходимо либо спасти, либо уничтожить окончательно. В любом случае, стоимость проекта увеличится не менее чем на $1 млрд, сообщает The New York Times.
Если рекомендации рабочей группы (Detroit Blight Removal Task Force) будут претворены в жизнь, это коренным образом изменит облик крупнейшего в США города-банкрота. Однако стоимость проекта значительно превысит сумму в $450 млн, которую администрация Детройта уже запланировала в качестве трат по расчистке территории. По словам чиновников, еще $400 млн они рассчитывают получить от правительства и частных инвесторов. Расчистка является частью более крупной кампании по выходу из банкротства к осени и комплексной переделке города.
Несомненно, рекомендации поднимут еще больше вопросов об улицах Детройта и о том, каким районам помогут в первую очередь, а каким придется подождать.
Проблемы Города моторов начались еще в 1950-х годах, когда автомобильные заводы стали переносить производство из Детройта в пригороды или другие штаты, однако массового отъезда жителей тогда не отмечалось. Основной отток пришелся на времена кризиса в 2008–2009 годах. В начале 2013 года губернатор штата Мичиган Рик Снайдер нанял на должность антикризисного управляющего Детройта Кевина Орра, который до этого спас от банкротства автомобильный концерн Chrysler. Но переговоры Орра с основными кредиторами о реструктуризации задолженности окончились неудачей, и уже в декабре 2013 года Детройт был официально признан банкротом. Общая сумма задолженности превысила $18 млрд, большую часть из которых составляли долги соцведомствам и здравоохранению. Положение банкрота освободило «Мотаун» от обязанности расплачиваться, более того, появилась возможность сократить социальные платежи и пенсии. Кроме Chrysler процедуру банкротства после финансового кризиса — в 2009 году — начала и General Motors, но быстро получила финансовую помощь от государства.
Нынешний отчет о районах Детройта, возможно, является одним из наиболее подробных исследований упадка, проведенных в крупных американских городах. Он показал, что 30% строений — 78 506 зданий, разбросанных на территории в 139 квадратных миль, — уже развалились или нуждаются в капитальном ремонте. Пустуют 114 тыс. земельных участков, а это около 30% площади города. Кроме того, оказалось, что пришли в негодность более 90% участков, находящихся в общественном пользовании.
В конечном счете, в докладе показан удивительно мрачный портрет опустошенного промышленного мегаполиса и модель того, как население Детройта, насчитывавшее 1,8 млн человек в 1950 году, к настоящему моменту сократилось более чем наполовину — сейчас там проживает около 700 тыс. человек.
«Упадок — это рак, — заявил бизнесмен и глава рабочей группы Дэн Гилберт, поясняя основные выводы 300-страничного доклада. — Он высасывает души тех, кто оказывается рядом с ним».
«Детройт должен действовать агрессивно, чтобы искоренить упадок так быстро, как это возможно» — эту фразу можно считать основным выводом исследования. Было отмечено, что в этом случае бороться с высоким уровнем разрушения нужно быстрее, чем в других городах, иначе ситуация может стать еще хуже.
Городские власти призывают остановить обветшание жилых кварталов в течение пяти лет, признавая, что улучшение ситуации с промышленными зданиями может занять намного больше времени. Из-за больших размеров они могут серьезнее повредить окружающей среде, чем жилые дома. Кроме того, стоимость сноса одного такого здания может составить десятки миллионов долларов. Согласно докладу, «если не решить эту проблему, она будет сводить на нет любые усилия по восстановлению отдельных районов и города в целом». В докладе есть и несколько рекомендаций для предотвращения упадка в будущем, в частности об изменениях в налогообложении недвижимости и взыскании имущества, а также о введении крупных штрафов за кражу металлолома.
Но первые лица города все же признали, что у них нет четкого плана по сбору большого количества средств за столь короткое время, особенно если учитывать увеличивающиеся потребности Детройта в улучшении полицейских служб и противопожарного оборудования. Пока предполагается объединить некоторые районы друг с другом, чтобы «Мотаун» лучше соответствовал потребностям резко сократившегося населения.