В США состоялось самое крупное муниципальное банкротство. Бывшая столица американского автопрома город Детройт признан банкротом. Такое решение вынесено во вторник окружным судом США по восточному округу штата Мичиган. «Этот некогда славный и процветающий город теперь не может расплатиться по долгам», — прокомментировал судья Стивен Родс свое решение. Но зато, по его словам, у Детройта «есть шанс начать все заново».
Судья сообщил, что долг Детройта составляет $18,5 млрд, половина из них — долги соцведомствам и здравоохранению. Родс отдельно отметил, что нет никакого нарушения в том, что город не постарался договориться с кредиторами, перед тем как попросил признать его банкротом: кредиторов у Детройта более 100 тыс., что не оставляло шансов на досудебное улаживание конфликта.
Теперь город не обязан расплачиваться по долгам, поскольку его защищает положение банкрота. Более того, город может сократить социальные платежи и пенсии, уточнил судья.
Конституция штата Мичиган запрещает нарушать пенсионные контракты госслужащих, однако федеральные законы имеют большую силу. Согласно главе 9 закона о банкротстве США, Детройт должен представить план реструктуризации долга, на который мнение кредиторов может оказать лишь небольшое влияние.
План должен быть представлен не позднее 1 марта, но кризисный управляющий Кевин Орр обещает, что документ будет готов уже в начале 2014 года.
Жители, пикетировавшие здание суда, гадают, как теперь изменится их материальное положение. Город может оградить от потрясений очень бедных и очень старых, подняв пенсионный возраст или введя максимальную планку по размерам пособий, рассуждает Detroit Free Press, либо же распределить сокращения равномерно по всем пенсионерам. Юрист, специализирующийся на банкротствах, Дейл Гинтер пояснил агентству Bloomberg, что вероятнее всего пропорциональное сокращение для всех, от держателей облигаций до пенсионеров.
Отдельный вопрос — будущее коллекции Института искусств Детройта. Это пинакотека, созданная в 1885 году и первой в США начавшая покупать работы импрессионистов. Орр рассматривает вариант продажи шедевров.
В ее коллекции представлены работы Анри Матисса, Эдгара Дега и Винсента Ван Гога. Эксперты аукциона Christie's оценили 3500 предметов искусства, принадлежащих городу, в десятки миллионов долларов.
Орр на пресс-конференции отметил, что распродажа может затронуть только 500 экспонатов. Детали раскрыть он пока отказался, но пообещал, что они вскоре станут известны.
Директор музея Грехэм Билл называет эту мысль отвратительной: «Даже в Великую депрессию никто не распродавал предметы искусства».
Впрочем, на решение судьи Родса тут же была подана апелляция, которая может существенно затянуть процесс. Ее авторы — профсоюзы Детройта, которые намерены доказать, что губернатор штата Мичиган Рик Снайдер не должен был давать право Детройту подавать заявление на банкротство.
Профсоюзы обращаются за подтверждением к конституции штата Мичиган, а кроме того, утверждают, что глава 9 закона о банкротстве ограничивает право сокращения пенсий и пособий.
Проблемы города берут начало в 1950-х годах, когда автомобильные заводы, составлявшие основу его экономики, стали переносить производство в другие штаты и пригороды. Население сократилось с почти 2 млн человек в 1950-х годах примерно до 700 тыс. на данный момент. Финансовый кризис дополнительно усложнил ситуацию, хотя два крупнейших предприятия Детройта — General Motors и Chrysler, — в 2009 году начавшие процедуру банкротства, быстро прекратили ее, получив помощь от государства.
В феврале 2013 года комиссия, изучавшая экономическую ситуацию в городе, объявила, что дефицит бюджета составляет $327 млн, а долг — $14 млрд. Уровень безработицы в городе утроился с 2000 года и более чем вдвое превышает средний по стране — 7,5%. В марте городу был назначен кризисный управляющий Кевин Орр, обладающий большими полномочиями. У него было полтора года на спасение Детройта. Но уже в мае международное рейтинговое агентство Moody's спрогнозировало банкротство Детройта, заявив, что план Орра никуда не годится. 18 июня город обратился в суд с просьбой признать его банкротом.
С июня городские выплаты уже частично сокращены. Недофинансируются даже службы спасения. «У города нет средств, чтобы обеспечить жителей полицией, пожарными и «скорой помощью», — рассказал судья.
Время реагирования полиции в Детройте, сообщил судья Родс, составляет 58 минут, тогда как в среднем в США — 11 минут. Автопарк «скорой помощи» пополняется за счет благотворителей, которые покупают новые машины вместо старых с пробегом 300 тыс. км. В пожарной части на одного механика приходится 39 машин.
Журнал Forbes уже пятый год оценивает уровень преступности в Детройте как самый высокий в США. По данным ФБР, в 2012 году здесь было убито 386 человек. В Детройте совершается 54,6 убийства на 100 тыс. человек, это в десять раз больше, чем в среднем по Америке. В городе не работает 40% уличных фонарей, продолжал судья. 78 тыс. заброшенных зданий уродуют пейзаж. «Без защиты главы 9 город останется на старом пути», — убежден он.
Банкротство Детройта скажется не только на его 700 тыс. жителей, но и на всех США.
Детройт — 18-й по населению город страны. И уже шестой город в штате Мичиган, где было введено кризисное управление. По данным Северо-Западного университета США, города и округи в общей сложности задолжали $547 млрд.
«Это решение может привести к увеличению числа банкротств, поскольку теперь это способ не выплачивать пенсии, — сказал президент Merritt Research Services Ричард Циццароне агентству Reuters. — Теперь с большей вероятностью все оказавшиеся в сложной ситуации будут рассматривать банкротство как вариант».