Резкая критика Роскомнадзора в адрес Twitter и Facebook может обернуться полной блокировкой социальных сетей. «Мы не видим в этом больших рисков. Если в какой-то момент мы оценим, что последствия от «выключения» социальных сетей будут менее существенными по сравнению с тем вредом, который причиняет российскому обществу неконструктивная позиция руководства международных компаний, то мы сделаем то, что обязаны сделать по закону», — заявил замглавы Роскомнадзора Максим Ксензов в интервью газете «Известия».
По мнению Ксензова, Twitter работает в России в интересах США и занимается продвижением «своих корпоративных интересов и интересов того государства, в юрисдикции которого он существует». Социальная сеть в большинстве случаев отказывается удалять противоправную информацию, поэтому у ведомства создалось «стойкое ощущение, что Twitter — это глобальный инструмент продвижения политической информации».
Число пользователей Twitter в России превышает 1 млн человек. В мире это самый популярный сервис микроблогов — число его пользователей превышает 200 млн человек. Число российских пользователей Facebook превышает 21,4 млн человек.
Во многих странах «прослеживается устойчивая тенденция к защите своих национальных и общественных интересов в интернете», отметил Ксензов. Однако, как подчеркнул чиновник, «Великий китайский firewall» и создание почти закрытой внутренней сети все же «необходимо оставлять за скобками».
Стоит отметить, что сам Ксензов является активным пользователем сервиса микроблогов.
Позднее пресс-секретарь ведомства Вадим Ампелонский в эфире телеканала «Дождь» подтвердил, что это не личное мнение чиновника, а позиция Роскомнадзора. По его словам, в ведомстве «действительно рассматривают возможность полной блокировки Twitter и Facebook и не видят в этом никаких рисков».
Заявления представителей ведомства вызвали реакцию «разорвавшейся бомбы».
Реакция активного пользователя социальных сетей премьера Дмитрия Медведева на заявление Ксензова последовала незамедлительно. Медведев на своей странице в Facebook посоветовал чиновникам «иногда включать мозги», прежде чем объявлять о закрытии соцсетей.
«Как активный пользователь социальных сетей считаю, что российское законодательство обязаны соблюдать все: и сами сети, и пользователи. Но отдельным чиновникам, отвечающим за развитие отрасли, надо иногда включать мозги. И не давать интервью, объявляющих о закрытии соцсетей», — отметил премьер.
Иностранные социальные сети обязаны соблюдать российское законодательство, убеждены и в Кремле, но использовать закон в качестве гонения на СМИ и социальные сети недопустимо.
«Использовать пробелы в законодательстве и двойное прочтение тех или иных моментов для гонений на СМИ или социальные сети недопустимо. В этом процессе как контролирующие органы должны проявлять максимум ответственности, так и социальные сети должны проявлять максимум ответственности на предмет соблюдения законодательства», — заявил пресс-секретарь президента Владимира Путина Дмитрий Песков.
К вечеру в Роскомнадзоре поспешили несколько смягчить свою позицию.
Так, Максим Ксензов заявил, что ведомство не намерено закрывать доступ к социальным сетям Twitter, и попросил расценивать его интервью «Известиям» «в качестве призыва к социальным сетям к соблюдению закона».
Сервис микроблогов Twitter отказывается выполнять требования об удалении противоправного контента, пояснил «Газете.Ru» Ксензов.
«Мы просим социальные сети удалять экстремистские материалы и изрядно добиваемся этого путем переговоров. Мы не хотим закрывать всю площадку Twitter, но такая вероятность есть. Речь идет не о том, чтобы прибегать к крайней мере в отношении к Twitter, а наладить с ними коммуникацию. Требования законодательства в отношении экстремистских материалов, распространение которых неприемлемо во всем мире, нужно исполнять», — говорит он. По словам Ксензова, с Facebook, «ВКонтакте», «Моим миром», Google и другими социальными сетями в России проблем во взаимодействии нет. «С ними выстроен диалог, и мы видим движение навстречу требованиям об удалении противоправного контента», — уточняет чиновник. Поправки в закон «Об информации» вступили в силу в феврале 2014 года. Согласно поправкам Роскомнадзор имеет право блокировать интернет-порталы без решения суда, в случае, если на них публикуется экстремистская информация.
Мои высказывания надо воспринимать как еще один призыв к Twitter с тем, чтобы наладить конструктивный диалог, резюмировал Ксензов в беседе с корреспондентом «Газеты.Ru». Как ответят социальные сети на подобный призыв, в пятницу выяснить не удалось: их представители были недоступны для комментариев.
Процедура блокировки происходит следующим образом: Гепрокуратура направляет в Роскомнадзор уведомление о необходимости блокировки доступа к тому или иному контенту. Затем ссылку на страницу с запрещенным контентом размещают в реестре запрещенных сайтов, который интернет-провайдеры обязаны регулярно проверять и блокировать данные страницы. Однако, не у всех провайдеров есть техническая возможность блокировать доступ к отдельным страницам. В этом случае они вынуждены блокировать весь ресурс.
Ранее уже были прецеденты блокировки социальных сетей по закону об информации. 13 марта на несколько минут был ограничен доступ к Livejournal из-за публикации материалов экстремистского характера в блоге Алексея Навального. Через некоторое время после того как администрация ограничила доступ к блогу Навального, доступ к социальной сети был снова открыт.
Наблюдатели отмечают, что угроза блокировки может быть неэффективной. «Заявление Роскомнадзора — это жесткая и понятная пользователям политика. Ни на какое сотрудничество иностранные социальные сети не идут, и пользователи их в этом плане поддерживают. Но в последнее время, на фоне информационной политики государства, даже после блокировки пользователи не пострадают, так как придумано большое количество обхода блокировок. Чем жестче становится государственная политика страны в отношении информации, тем больше общество находит способов обхода запретов», — говорит юрист «Пиратской партии» Саркис Дарбинян. Более того, мировая практика показывает, что блокировка Twitter будет неэффективной. Ранее сервис микроблогов заблокировали в Турции, но через некоторое время конституционный суд страны признал блокировку незаконной, напоминает Дарбинян.