Конкуренция GE и Siemens за Alstom обостряется. Президент Франции Франсуа Олланд обсуждает с руководителями Siemens и General Electric возможное приобретение французской машиностроительной компании. Главный акционер Alstom — французская промышленная группа Bouygues — хочет избавиться от своей доли в 29,4%. Американский конгломерат строит планы по поглощению Alstom. А генеральный директор Siemens Джо Кэзер предлагает возглавляемую им компанию в качестве спасителя своего французского конкурента, сообщает Spiegel.
Правительству понадобится время для серьёзной оценки предложений, — приводит слова Монтебура USA Today. В понедельник Олланд встречался отдельно с главами каждой компании, переговоры будут продолжены позднее. «С учётом всех имеющихся данных, у нас есть один главный критерий: победит кандидат, который будет больше развивать хозяйственную деятельность во Франции и создаст больше рабочих мест», — цитирует WSJ высказывание президента Франции.
Французская общественность настроена в целом против американской компании, поскольку GE не гарантирует сохранение рабочих мест за сотрудниками Alstom. Cделка с Alstom подразумевает еще и реструктуризацию компании с возможными сокращениями. Кроме того, сотрудничество в рамках Европы кажется французскому правительству (и руководству Alstom) более предпочтительным, чем с заокеанским партнёром.
С приобретением Alstom GE могла бы развить свою базу во Франции, практически «на пороге» Siemens, а также укрепить свои позиции в Германии. Сделка сделала бы GE более заметным игроком и позволило бы компании влиять на политические решения, такие как строительство новых электростанций, прокладывание электросетей и запуск поездов.
В течение многих лет американцы пытаются получить выход на немецкий внутренний рынок, но их успехи в данном направлении невелики.
С приобретением французского концерна GE получит в распоряжение скоростные поезда, которых раньше у компании не было, и станет серьезным и мощным соперником для Siemens. Кроме того, американцы сделают большой шаг в сторону развития газотурбинного бизнеса в Европе. Между тем «военный бюджет» французской кампании GE составляет почти 60 млрд долларов, накопленных за рубежом. В США эти средства будут облагаться высоким налогом, так что 13 млрд евро, предназначенные для сделки с Alstom, обеспечат своеобразную экономию — по крайней мере, на бумаге.
Немецкая компания однако не стала дожидаться покупки французской компании американцами. Джо Кэзер из Siemens в свою очередь дать понять, что готов говорить с Alstom «о более тесном сотрудничестве».
В письме к CEO Alstom Патрику Крону Кэзер предложил, что Siemens возьмет на себя энергетический бизнес французской компании. В свою очередь, немецкий концерн готов предоставить доступ к своему мобильному подразделению, которое включает в себя, среди прочего, скоростные поезда ICE (Intercity-Express), поезда дальнего и пригородного сообщения и системы управления дорожным движением.
Таким образом, союз Siemens и Alstom может стать «чемпионом Европы» в производстве энергии и подвижного состава, говорится в письме. Alstom, к тому же он специализируется на разработке сети высокоскоростных поездов TGV совместно с французским национальным железнодорожным оператором SNCF и снабжает электричеством государственную энергогенерирующую компанию Électricité de France (EdF).
В случае успешных переговоров Siemens готова на ряд других уступок — в частности, гарантирует сохранение мест за работниками французской компании в течение трех лет. «Мы убеждены, что задуманная сделка может пройти без социальных последствий для обеих компаний, так как ответственность перед жителями Европы у нас общая», — говорит Кэзер. Генеральный директор Siemens готов и на компромисс в области атомной энергетики, «поскольку мы в полной мере сознаем важность АЭС для энергетики Франции». Компания готова обсудить с Alstom и всеми заинтересованными сторонами «правильные решения» в этой сфере.
И все же победитель в этой войне не очевиден.
Французы могли бы на самом деле помочь закрыть пробелы в продуктовой линейке GE, такие как шельфовые ветровые электростанции. Но в то же время Alstom серьезно зависит от заказов, которые прямо или косвенно поступают от государства. Вряд ли GE смогут заключить сделку против воли французского правительства, говорит Spiegel
У Siemens таких пробелов в продуктовом портфеле нет, поэтому она в первую очередь укрепит свои позиции на рынке. Но трудно представить, что план Кэзера по обмену подразделениями получит одобрение ведомств по антимонопольной деятельности. А после сделки с Siemens Alstom в самом деле станет европейским монополистом в секторе скоростного железнодорожного сообщения.
Планируемая сделка при любом исходе может затронуть и Россию: у Alstom есть совместные проекты с РЖД (высокоскоростные поезда Pendolino на линии Санкт-Петербург – Хельсинки) и другими российскими предприятиями, в частности «Трансмашхолдингом», «Атомэнергомашем», Тайшетским и Богучанским алюминиевыми заводами.
За последний год акции Alstom потеряли 20% стоимости, но на фоне слухов о предстоящей сделке вернулись к прежним значениям.