Национальный банк Украины (НБУ) не будет выходить на межбанковский валютный рынок для поддержки курса гривны, заявил председатель ЦБ страны Степан Кубив. «Мы ни одного доллара не потратили и не будем тратить в поддержку курса», — сказал Кубив в среду. В то же время он раскритиковал политику предыдущего руководства НБУ относительно удержания курса доллара, отметив, что это «является причиной коррупционных действий».
«Сегодня гривна находится в диапазоне реальных колебаний на рынке. Она чувствительна, но этот коридор почти приближен к этой точке именно естественного процесса колебаний», — добавил глава НБУ. Ранее в тот же день премьер-министр Украины Арсений Яценюк отметил:
«Курс доллара в течение последних трех недель находится практически в одних параметрах — плюс-минус 11. Это абсолютно естественное явление, когда на рынках неопределенность, а на границе — российские танки. Естественно, что существует определенная нервозность».
Официальный курс доллара к гривне, установленный НБУ на среду на уровне 11,1062 гривен за доллар, впервые за всю историю превысил отметку в 11 гривен. Курс доллара с начала 2014 года вырос на 38%. Котировки на межбанковском валютном рынке в среду колебались в диапазоне 11 — 11,6 гривен за доллар. «Когда будет получена международная финансовая помощь, это будет уже тот якорь или необходимое условие, который покажет реальное колебание на рынке», — сказал председатель НБУ. «В дальнейшем курс будет зависеть от того, каким образом и как быстро будут получены средства от Международного валютного фонда, других финансовых организаций. Как только будет создана дополнительная «подушка» для золотовалютных резервов, сразу намного проще будет работать с обменным курсом», — согласен Яценюк.
«Нежелание НБУ выходить на рынок имеет свое объяснение: незначительные валютные резервы не позволяют осуществить крупную интервенцию, способную погасить волну ажиотажного спроса на валюту. Кроме того, необходимо рассчитываться по внешним обязательствам. Поэтому, очевидно, и было принято непопулярное решение – отказаться от выхода на рынок до получения денег МВФ», — объясняет директор украинского национального рейтингового агентства IBI-Rating Григорий Перерва. У Нацбанка сейчас просто нет средств на поддержание курса, соглашается директор киевского Центра политических исследований Михаил Погребинский.
«У нас в финансовых закромах сейчас просто ничего нет, интервенции просто не из чего делать», — полагает политолог.
«Влияние этого заявления НБУ на обменный курс будет нейтральным, так как и ранее было понятно, что монетарная политика в корне будет меняться», — полагает руководитель аналитического подразделения группы «Инвестиционный Капитал Украина» (ICU) Александр Вальчишен.
Пока давление на обменный курс в сторону понижения будет сохраняться, а рыночный курс гривны к доллару и далее может снижаться, полагает украинский эксперт. Тем не менее, по мысли Вальчишена, это только усилит недооцененность гривны, которая, по расчетам ICU, на данный момент составляет порядка 17%.
«А это означает еще большую конкурентоспособность для украинской экономики, в первую очередь ее экспортных отраслей. В дальнейшем, с ростом промышленного производства (благодаря повышению внешнего спроса на украинскую продукцию именно из-за большей конкурентоспособности) и других секторов экономики, следует ожидать спроса на гривну», — надеется руководитель аналитического подразделения ICU. По его расчетам, в ближайшие полгода курс украинской национальной валюты составит от 9,8 до 10,7 гривен за доллар. И вот тогда НБУ должен уже будет выходить на рынок, полагает эксперт. «На мой взгляд, если приток валюты в страну усилится таким образом, что рынок начнет снова переоценивать гривну, то Нацбанку следует возобновить интервенции, покупая излишек валюты и пополняя валютные резервы», — разъясняет Вальчишен.
«Дыра в торговом балансе Украины в этом году только увеличится. Этому будут способствовать и рост курса, и увеличение цены на газ.
Сейчас сложно прогнозировать окончательные параметры, однако можно предположить, что фактическое сальдо превысит озвученные кабмином показатели», — не соглашается Перерва.
Низкий уровень гривны выгоден нынешним киевским властям, отмечает Погребинский. «Это некий шанс для решения проблемы дефицита бюджета. Поддержание на низких уровнях национальной валюты – это возможность просто не оказаться в ситуации, когда правительству нечем заплатить зарплаты бюджетникам и пенсии пенсионерам. Тем более что затягиваются обещания о выделении денег со стороны США, МВФ и так далее», — полагает политолог. Остальные же от ослабления только теряют.
«Проигрывают практически все, начиная от обычных граждан, которые покупают импортную продукцию, и заканчивая предприятиями, ориентированными на использование иностранных комплектующих, оборудования. Украинские производители, работающие на внутреннем рынке, также пострадают. Хотя стоит отметить интересный момент: предполагается, что снижение курса позволит защитить в ближайшей перспективе украинский рынок от конкурентного импорта, цена на который станет выше, чем у аналогичной отечественной продукции. Должен заметить, что если подобный результат планируется, то эффект будет очень незначительный: цена на украинские товары начнет повышаться в достаточно скором времени, как происходило и ранее», — говорит Перерва.
Не очень оптимистичен Погребинский и относительно возможности нарастить экспорт со стороны Украины.
Киев рассчитывает начать экспортировать свои товары в страны Евросоюза в режиме преференций в конце апреля.
«Сейчас просто нечего слать в Европу сверх того, что уже продается», — говорит Погребинский. К тому же, если экономическая часть Соглашения об ассоциации с ЕС не будет подписана до 1 ноября, срок действия односторонних мер Европейской комиссии в отношении снижения таможенных тарифов для украинских товаров истечет, а положение Соглашения об ассоциации в части глубокой и всеобъемлющей зоны свободной торговли не вступит в силу. Об этом «Интерфакс-Украина» рассказал высокопоставленный европейский чиновник.
Таким образом, надежды на поступление валюты за счет увеличения экспорта могут не оправдаться. Кроме того, из-за осложнений отношений с Москвой поставки товаров в Россию также могут значительно сократиться. «Украинское правительство будет искать некоторые пути, чтобы сохранить торговые отношения с Россией. Не потому, что Киев политически готов прислушиваться к Москве, а просто потому, что это грозит серьезными экономическими проблемами: дальнейшим падением курса гривны и даже, возможно, дефолтом», — полагает Погребинский.