Издание Forbes опубликовало ежегодный рейтинг крупнейших российских интернет-компаний. Согласно рейтингу, бессменным лидером рунета остается поисковик «Яндекс» с выручкой $1,238 млрд ($947 млн в 2012 году). По данным, Liveinternet, именно на «Яндекс» приходится более 62% поисковых запросов, в то время как Google обрабатывает 26,5% запросов в рунете. Капитализация корпорации составляет $12,24 млрд.
На втором месте расположилась корпорация Mail.Ru Group, владеющая соцсетями «Одноклассники», «Мой мир», мессенджером ICQ, а также 40% акций «ВКонтакте», выручка которой в прошедшем году составила $860,5 млн. Капитализация корпорации составляет $8,8 млрд. Большая часть доходов Mail.Ru приходится на рекламу и приложения.
На третьем месте — социальная сеть «ВКонтакте» с выручкой $215 млн. При этом выручка и капитализация компании продолжают расти. По словам основателя и генерального директора социальной сети Павла Дурова, с апреля 2013 года стоимость «ВКонтакте» увеличилась на 150–200%, акционер соцсети UCP также признает, что капитализация соцсети выросла в полтора-два раза. Сейчас среди акционеров и топ-менеджмента разразился корпоративный скандал. Крупнейший акционер «ВКонтакте» — фонд UCP (48% акций) планирует подать в суд на других акционеров: Mail.Ru (20%) и гендиректора «Мегафона» Ивана Таврина (12%). Основные претензии фонда заключаются в том, что Дуров создает прямого конкурента социальной сети, а также в том, что из соцсети незаконно выводятся деньги.
Позиции трех крупнейших игроков рунета в ближайшее время непоколебимы, считает Клименко.
Сейчас нет никаких признаков предстоящего перераспределения аудитории в рунете, потому что все заняли свои ниши и основная борьба идет за аудиторию в мобильных платформах, говорит Клименко.
«Мобильный интернет пока нестабилен и не приносит больших денег корпорациям в бюджет. Если раньше посетитель условно равнялся одному компьютеру, то сейчас у одного пользователя может быть более трех устройств для выхода в интернет», — дополняет он.
На четвертом месте в рейтинге Forbes находится медиахолдинг РБК бизнесмена Михаила Прохорова. Выручка холдинга в 2013 году составила $156 млн. По сравнению с 2012 годом показатель сократился с $163 млн. По данным Forbes, большая часть выручки холдинга ($118 млн) приходится на онлайн-бизнес.
По сравнению с 2012 годом выручка холдинга значительно сократилась с $186 млн, но тогда компания была на 8-м месте с учетом того, что в прошлогоднем рейтинге Forbes учитывали еще и интернет-магазины.
В РБК входят портал Rbc.ru, телеканал РБК, журнал РБК, газета «РБК Daily» и другие ресурсы. В 2013 году, после прихода из Sanoma Independent Media Дэрка Сауера и Елены Мясниковой, внутри холдинга произошли значительные перестановки: должность генерального директора занял Николай Молибог, пост шеф-редактора — Елизавета Осетинская, экс-главред Forbes. Но, видимо, улучшить финансовые показатели под руководством топ-менеджеров не удалось. По подсчетам Forbes, среднемесячная аудитория всех медийных продуктов составляет 72 млн человек.
Медиахолдинг «Афиша-Рамблер-SUP» по объемам выручки находится на пятом месте в рейтинге Forbes.
По подсчетам издания, выручка холдинга составила $133 млн и значительно увеличилась с 2012 года — тогда показатель был равен $122 млн (подсчитывалась выручка холдингов по отдельности). В 2012 году выручка активов «Афиши-Рамблер» оценивалась в 2,9 млрд руб., SUP Media — в 1,3 млрд руб. Месячная аудитория оценивалась в 35 млн уникальных посетителей.
Холдинг «Афиша-Рамблер-SUP» был создан весной 2013 года путем объединения активов бизнесмена Александра Мамута SUP Media и «Афиши-Rambler», входящей в «Интеррос» Владимира Потанина. В холдинг входят поисковик Rambler.ru, издания «Газета.Ru», Lenta.ru, Championat.com, LiveJournal.com, игровой портал Kanobu.ru, Begun.ru и т.д.
В 2013 году Forbes оценил ежемесячную аудиторию всех медиапродуктов холдинга «Афиша-Рамблер-SUP» в 37,2 млн человек.
По численности аудитории в рунете в 2013 году «Афиша-Рамблер-SUP» занимает лидирующие позиции, свидетельствует рэнкинг Центра исследований РИА «Новости», рассчитанный на основе данных компании «TNS Россия» (в возрастной аудитории 12–64, в период с мая по октябрь 2013 года).
По данным исследования, среднемесячный охват аудитории «Афиша-Рамблер-SUP» превышает 35 млн человек. При этом аудитория РБК более чем в два раза меньше указанной в Forbes и составляет 23,3 млн человек. На третьем месте в рэнкинге находится РИА «Новости» с аудиторией 15,3 млн человек.
Forbes и РИА «Новости» использовали разные методологии подсчета, уточняет основатель Liveinternet Герман Клименко. Подсчет аудитории в России нестандартизирован, есть много методологий подсчета, например сложением ежедневной аудитории, но так как аудитория пересекается, она будет меньше, добавляет он. «Скорее всего, Forbes подсчитывал аудиторию методом сложения, условно говоря, в РБК ежедневную аудиторию в 2 млн человек умножили на количество дней в месяце, потому что предположение, что РБК читает 72 млн человек нереалистично — практически половина населения страны. А РИА «Новост» взяли правильную цифру методом сложения аудитории: 23 млн — это неплохая цифра для деловых изданий», — считает он.
Прогнозировать дальнейшее перераспределение рекламных доходов между российскими интернет-корпорациями невозможно, так как непонятно, как будет расти рынок рекламы в 2014 году,
осторожен руководитель аналитического центра «Видео Интернейшнл» Алексей Беляев. «Дело в том, что рекламный сегмент очень зависим от макроэкономической ситуации в стране. Рекламная составляющая в интернете — это достаточно большой сегмент, и на нее сильно влияют все экономические составляющие», — говорит он.
Суммарный объем выручки топ-30 крупнейших интернет-компаний России в 2013 году составил $8,5 млрд, подсчитали в Forbes. Кроме десяти лидирующих IT-компаний учитывались также показатели 20 крупнейших онлайн-магазинов.
По данным Ассоциации коммуникативных агентств России (АКАР), российский рекламный рынок вырос на 10,1%, до 328 млрд руб. Быстрее рынка по-прежнему растут доходы интернета: показатель вырос на 27%, до 71,1 млрд руб. Но по сравнению с прошлым годом рост бюджетов немного замедляется: в 2012 году сегмент вырос на 35%. В 2011 году сектор интернет-рекламы впервые за всю историю рекламного рынка превысил показатели печатных СМИ и увеличился на 56% (с 22,6 млрд до 41,8 млрд). В 2013 году рекламодатели потратили в два раза больше на размещение рекламы в интернете, чем в прессе.
Но ориентироваться на рекламную выручку при анализе интернет-компаний не стоит, так как, например, Mail.Ru развивает много других направлений, в частности игровые. «Выручка IT-компаний не только зависит от рекламы, но и от других доходов, поэтому даже изменения на рекламном рынке не будут оказывать сильного влияния на доходы интернет-компаний, которые ориентируются и на другие виды доходов», — говорит Беляев.