Россия рассматривает вариант поставки газа в Южную Корею по трубопроводу через китайскую территорию. Об этом сообщил в интервью ИТАР-ТАСС глава российского Минэнерго Александр Новак. При этом он отметил, что приоритетным вариантом является экспорт сжиженного природного газа (СПГ) с заводов «Газпрома» (Владивосток) и «Роснефти» (Сахалин).
Но, по оценке корейских специалистов, поставки по трубе обойдутся в среднем на 30% дешевле, чем транспортировка СПГ. «Предлагалось два варианта проекта. Первый — строительство трубы через Китай с прокладкой по дну Желтого моря в Южную Корею. И второй — прокладка трубы напрямую в Южную Корею со стороны Владивостока по дну Тихого океана», — рассказал Новак.
Второй вариант «Газпром» отверг из-за сложного рельефа дна, больших глубин и небольшого объема поставок (всего 10 млрд кубометров). Эти факторы делают проект нерентабельным, и сейчас он, по словам Новака, не рассматривается. А вот первый вариант находится в стадии проработки, так как затрагивает еще и транзитный Китай. Кроме того, ранее рассматривался вариант прокладки трубы по суше через территорию КНДР, но «Газпром» отказался и от него из-за политических рисков.
В «Газпроме» сообщение Новака комментировать отказались, но, по данным источника в отрасли, сама компания на данный момент вообще не рассматривает никаких трубопроводных проектов для поставок в Южную Корею, сосредоточившись на СПГ.
«Сжиженный газ действительно приоритет для Южной Кореи, она является вторым по величине в мире (после Японии) потребителем СПГ, закупая около 40 млн тонн (или около 56 млрд кубометров), и обладает развитой инфраструктурой для приема сжиженного газа, — рассказывает ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев. — Республика Корея не заинтересована в трубопроводных проектах, тем более китайцев как надежных партнеров южные корейцы не воспринимают».
По словам Танкаева, проект прокладки трубы в Южную Корею через территорию КНР рассматривался еще в начале 2000-х, причем уже тогда он не являлся новым.
«И тогда выяснилось, что ни один из участников проекта не верит в то, что китайцы будут свободно пропускать законтрактованные объемы, — подчеркивает эксперт. — Все пришли к выводу, что ситуация будет такая же, как у России с Украиной».
Кстати, Россия до сих пор не может договориться с китайцами о поставках газа в саму КНР. Переговоры тянутся уже несколько лет, однако до сих пор не решен вопрос цены. Ранее сообщалось, что «Газпром» планирует заключить окончательное соглашение с Китаем в ходе майского визита в эту страну президента России Владимира Путина. Впрочем, до этого «Газпром» заявлял, что намерен подписать контракт в феврале.
«Китай, обладая деньгами, всегда стремится извлечь прибыль», — указывает гендиректор компании Optim Consult, Евгений Колесов. По его словам, только за январь объем прямых
нефинансовых инвестиций КНР в экономики зарубежных стран составил $7,23 млрд, увеличившись на 47,2% по сравнению с январем 2013 года. В том числе, капиталовложения в Японию взлетели на 500%, и это несмотря на очень напряженные отношения между странами – заинтересованность в реализации крупных и выгодных проектов оказывается выше политических противоречий.
«Разумеется, если труба пойдёт через Китай, рано или поздно они начнут выкручивать нам руки, — предупреждает Колесов. — Нужно выбирать такие варианты, в которых мы обойдёмся без каких-либо «друзей». Нам пора научиться играть в китайскую дружбу: выгодно – дружим, не
выгодно — делаем вид»
Профессор Высшей школы экономики, политолог Николай Петров говорит, что России приходится выбирать из двух зол. И по сравнению с прокладкой трубы через Северную Корею маршрут через акваторию Китая выглядит предпочтительнее, несмотря на возможные политические и технологические риски.
«В отличие от поставок СПГ, поставки по газопроводу более стабильны. Сжиженный газ потребитель сегодня может купить у России, а завтра у другого поставщика, а газопровод надежно его привязывает именно к российскому газу, — поясняет политолог. — Это хорошо видно на примере проектов «Газпрома» «Северный поток» и «Южный поток».
Южную Корею, по словам Петрова, Россия рассматривает как серьезного экономического партнера. И в рамках общей стратегии разворота на Восток установление любых долгосрочных экономических отношений (таких, как поставки газа по трубе) является более чем оправданным ходом.