Во вторник Банк России объявил о санации банка «Мой банк.Ипотека». 31 января у основного банка этой банковской группы – ООО «Мой банк» — была отозвана лицензия, и это практически сразу привело к проблемам с ликвидностью в аффилированной кредитной организации, поскольку вкладчики «Мой банк.Ипотека» поспешили забрать свои деньги из касс.
Спустя неделю после появления проблем в банке ЦБ объявил о необходимости принятия «комплекса мер по предупреждению банкротства». В настоящее время функции временной администрации по управлению банком возложены на Агентство по страхованию вкладов (АСВ).
Агентству предстоит на основании конкурса выбрать банк, который приобретет имущество банка вместе с его обязательствами перед кредиторами, «требования которых в соответствии с законодательством о банкротстве подлежали бы удовлетворению в составе первой очереди». Кредитных организаций — покупателей активов «Мой банк.Ипотека» может оказаться несколько. К первой очереди кредиторов, о которой говорит ЦБ, относятся физлица. Могут ли юрлица претендовать на возвращение своих средств, в пресс-службе ЦБ прокомментировать затруднились.
В АСВ проведение санации (вместо отзыва лицензии) объясняют наличием достаточных для этого оснований. «В этом случае активы близки к размеру обязательств перед клиентами, поэтому есть экономическая основа для проведения санационных процедур, — прокомментировал замглавы АСВ Андрей Мельников. Связаться с Валерием Мирошниковым, который со стороны АСВ непосредственно занимается этой санацией, во вторник не удалось.
«Активы у ООО «Мой банк» были изначально хуже, чем у «Мой банк.Ипотека», – полагает руководитель отдела рейтингов кредитных институтов «Эксперт РА» Станислав Волков. — Более того, качество активов там лучше, чем у других банков, которые попадали в похожие проблемы, там реально есть что санировать».
Из сообщения Центробанка понятно, что речь идет о частичной санации — когда новому инвестору (как правило, это финансово устойчивый банк) передается только часть обязательств банка, попавшего под соответствующую процедуру.
«Эта форма санации не предполагает, что все обязательства перед кредиторами, в том числе и вкладчиками-превышенцами (которые держат в банке более 700 тыс. руб. — «Газеты.Ru») будут исполнены. Видимо, полную санацию банка сочли невозможной», — говорит глава аналитического управления БКФ-банка Максим Осадчий.
Для кредиторов такая форма санации невыгодна, отметил аналитик. По словам Станислава Волкова, похожая схема использовалась при санации банков «Электроника» (часть активов и часть обязательств, а именно обязательства перед вкладчиками-физлицами, были переданы НРБ), банка «Московский капитал» (аналогично, только вкладчики были переведены в Номос-банк). После этого остальные кредиторы могли рассчитывать только на оставшиеся активы. Согласно информации, размещенной на сайте АСВ, удовлетворить все требования кредитов первой очереди банка «Московский капитал» до сих пор не удается. Вкладчики банка «Электроника», которые относятся к кредиторам первой очереди, также не получили еще около 40% суммы установленных требований.
О проблемах у банковской группы Глеба Фетисова — ООО «Мой банк» и «Мой банк.Ипотека» — стало известно после того, как бывший акционер продал банк. На запрос «Газеты.Ru» представитель Фетисова ответил отказом от комментариев. Ранее он сообщал, что в ООО «Мой банк» у Фетисова остались средства.
Новые собственники, которые были утверждены антимонопольной службой в конце ноября, к санации банка отнеслись более чем спокойно.
Миноритарный акционер «Мой банк.Ипотека» Александр Хандруев (владеет 8,16% акций) в комментариях порталу «Банки.Ru» назвал решение ЦБ запоздалым. «С точки зрения социального эффекта решение регулятора разумное, но, на мой взгляд, его надо было принимать раньше», — сказал он.
Участники рынка говорят, что желающие забрать себе активы «Мой банк.Ипотека» на банковском рынке найдутся. «Оперативно мы еще не успели отреагировать, но если в их портфеле найдется ипотека-первичка, которая попадает под программу ВЭБа, то и мы могли бы что-то прикупить», — говорит зампред правления Инвестторгбанка Светлана Крошкина. Чтобы принять решение, банкирам нужно оценить кредиты, их залоги и доходность.